ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Загальна психологія

Профессиональные качества личности
Человеческая деятельность сложна и многообразна. Существует множество различных видов деятельности, которыми должны заниматься люди для того, чтобы общество жило и развивалось. Конкретный вид деятельности, которым может заниматься человек для того, чтобы принести пользу обществу и проявить себя как личность, называется профессией.
Существует огромное количество профессий, благодаря которым каждый человек может принимать активное участие в разнообразных сферах жизнедеятельности общества. Одни профессии связаны с производительным трудом, другие - с обслуживанием,
231

изводительным трудом, другие - с обслуживанием, третьи - с управлением, четвертые - с экономикой, пятые - с политикой, шестые - со сферой образования и т.д.
Все профессии, связанные с производственным трудом, имеют свои специфические особенности и все они предъявляют определенные треб ования к человеку и к тем условиям, в кот орых протекает его деятельность. Но есть одно требование , которое предъявляют все профессии - это надежность. Надежными должны быть все орудия труда , приборы , аппараты и предметы , которыми пользуется человек данной профессии, надежными должны быть все психо физи чес кие сво йств а и ка чест ва его лич ност и .
Проблема надежности возникла давно, но особенно актуальной она ста ла в ин дустриа льном обществ е , так как отс утствие надежности в работе человека и машины приводила к браку, к поломкам и даже к человеческим жертвам. Надежность профессиональной деятельности человека зависит от способности его точно и безошибочно выполнять свои профессиональные обязанности в определенное время и в заданных условиях.
В результате специально проведенных исследований были изучены психологические механизмы надежности профессиональной деятельности, которые как оказалось связаны с определенными внутренними и внешними факторами, обусловленными особенностями психики человека и условиями, в которых осуществляется его профессиональная деятельность.
Одним из основных психологических механизмов, обеспечивающих безошибочное и своевременное выполнение профессиональной деятельности, является способность к самоконтролю и к его совершенствованию. Самоконтроль - это способность личности правильно оценивать выполнение профессиональной деятельности, своевременно замечать и устранять допущенные ошибки. Осуществляться самоконтроль может только в том случае, если известно, что должно контролироваться и по какому эталону это должно делаться. Если нечетко указаны эти параметры, то самоконтроль затрудняется и личность не может своевременно установить в какой мере совпадает то,


что должно быть с тем, что имеет место. Совершенствование самоконтроля предполагает непрерывное стремление овладевать наиболее эффективными приемами и способами выполнения профессиональной деятельности.
Способность к самоконтролю и его совершенствованию неразрывно связана с таким свойством личности как ответственность, которая проявляется в том, что человек старается так осуществлять свое профессиональную деятельность, чтобы принести наибольшую пользу обществу. Безответственный человек халатно от-н ос ит ся к св ои м о бя за н но ст ям, д оп ус к ае т пр о сч ет в св ое й д ея те ль-ности и тем самым наносят вред самому себе и другим людям.
Ответственность может быть профессиональной, нравственной и правовой. В современных профессиях деловые и нравственные качества являются взаимосвязанными. Одним из важнейших условий проявления ответственности является чувство долга и совести, под влиянием которых человек старается добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности вопреки тем личным желаниям, которые противоречат требованиям общества. От чувства долга во многом зависит надежность профессиональной деятельности специалиста. Другим качеством личности, от которого зависит надежность профессиональной деятельности является дисциплинированность, которая предполагает сознательное и добровольное подчинение личности требованиям общества и её способность самостоятельно и добросовестно выполнять своя обязанности.
Таковы наиболее общие профессиональные качества, которые должны быть у каждого человека, занимающегося какой-либо деятельностью. В то же время каждая профессия предполагает наличие специальных качеств, необходимых для успешного её осуществления.
Одной из престижных профессий, привлекающих внимание молодежи, является профессия менеджера, т.е. человека, занятого управлением людьми в процессе производства. Необходимость этой профессии связана с наличием коллективных форм труда. Первоначально главное внимание в этой профессии отводилось надзорной и распределительной функции адми-
нистратора. В настоящее время эффективность трудовой деятельности стали связывать не только с материальными стимулами, но и с психологическими и социальными факторами. В связи с этим управление стало рассматриваться не только как администрирование, но и как сотрудничество руководителей с работниками. При таком подходе некоторые функции администрации стали передаваться непосредственным исполнителям, такие как, например, корректировка норм выработки, текущее планирование, контроль, самоуправление и др.
Ста вка на с отру днич еств о , н а раз вити е ин ициа тивы и с амод ея-тельности работников потребовала от менеджера проявления новых качеств. Обязанности руководителя стали сложными и многообразными. Он разрабатывает стратегию развития производства, определяет цели и задачи в деятельности предприятия, планирует как текущие, так конечные результаты работы предприятия, организует и корректирует эффективную работу всех подчиненных, информирует , контролирует и поощряет действия работников, устанавливает с ними доброжелательные отношения, заботится о их пр оф ес си он аль но м ро сте, ст им ул иру ет и х ак тив но ст ь и о тв ет ст ве н -ное отношение к своим обязанностям.
Сложность профессиональных функций руководителя требует наличия у него целого ряда деловых и нравственных качеств . Прежде всего важнейшим профессиональным качеством менеджера является компетент ность, п озволяюща я ему быс тро прин имать пра виль-ные решения, даже при отсутствии должной информации. Другим важным качеством является способность правильно обрабатывать полученную информацию и уметь прогнозировать пути дальнейшего раз вит ия д елов ой жизн и .
Следующим существенным качеством руководителя является способность к оправданному риску, когда в условиях дефицита информации должны приниматься взвешенные решения, исключающие поспешные и необдуманные действия. Большое значение для успешного руководства имеет уверенность в себе, основанная на умении владеть собой, критически оценивать собственные недостатки и своевременно исправлять допущенные ошибки.
Большую роль в деятельности руководителя оказывают организаторские способности, дающие ему возможность наиболее правильно расставить своих подчиненных и мобилизовать их на успешное решение поставленных задач, проявляя при этом деловитость, распорядительность и даже жесткость, если это необходимо для выхода из сложившейся неблагоприятной для предприятия ситуации.
Для того, чтобы быть признанным лидером и иметь популярность и пользоваться уважением среди подчиненных руководитель должен иметь соответствующие нравственные качества. Прежде всего ему должно быть присуще чувство долга и ответственности при выполнении своих профессиональных обязанностей, он должен быть честным, правдивым и справедливым по отношению к своим подчиненным.
Руководитель должен быть общительным и коммуникабельным, проявлять уважение, внимательность и готовность помочь всем , кто нуж дает ся в это м . О н до лжен име ть чу вств о со бств енно го д осто ин-ства, быть порядочным, искренним и обаятельным человеком, не лишенным чувства юмора. Его внешность должна располагать к себе, ему должны быть присущи хорошие манеры, интеллигентность и элегантность, живая и яркая речь, отсутствие педантизма и н ав яз чи в ос ти. О н та кж е д ол же н у ме ть вл ад ет ь с об ой, б ыт ь с тр ес оу-стойчиным, сильным и терпеливым человеком.
Во многом сходные черты личности имеют также люди, занимающиеся деятельностью в сфере экономики. Экономическая деятельность субъекта протекает в сфере хозяйственных отношений, возникающих между людьми в процессе производства и потребления в условиях рынка и предпринимательства.
Центральной фигурой в хозяйственных отношениях в условиях ры нка являе тся пред принимате ль ( бизне смен), к оторый яв ляет-ся посредником между производителем и потребителем. Основные параметры в деятельности предпринимателя: определение наиболее выгодной сферы деятельности в условиях рынка, ведение переговоров с производителями и торгующими организациями, заключение сделок, сохранение коммерческой тайны, сбор информации о деятельности конкурентов, прогнозирование ситуации на рынке и т.д.
Предпринимательство является особой сферой человеческой деятельности. Одни считают, что предпринимателями могут быть все люди, другие - что это удел избранных, что нужно иметь предпринимательскую “жилку” и обладать особыми деловыми качествами. Действительно, предприниматель должен иметь ряд психических свойств, которые дадут ему успешно осуществлять коммерческую деятельность. К этим свойствам можно отнести: компетентность, дающую ему возможность хорошо ориентироваться в различных сферах хозяйственной деятельности, широту мышления, позволяющую правильно определить в какой сфере рыночных отношений можно получить наибольшую прибыль, богатое воображение, помогающее видеть перспективу в коммерческой деятельности, творческое мышление, дающее ему возможность по новому, более продуктивно вести предпринимательство, интуитивное мышление, позволяющее избежать “подводных камней” в предпринимательской деятельности, склонность к риску и т.д.
Кроме этого предпринимателю должны быть присущи также коммуникативные качества как общительность, лояльность, уступчивость, внимательность, способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие, умение организовывать и мобилизовать своих сотрудников на достижение высоких результатов в их деяте льнос ти.
Отношение общества к предпринимателю скорее негативное, чем позитивное . В нем часто видят спекулянта, дельца, собственника , стяжателя , эгоиста, способного на преступление ради выгоды и т . д . В то ж е время предпр инимат ель выг лядит в своих собстве нных глазах положительно как преуспевающий человек, неординарный, волевой, удач ливый, рисковый, предприи мчивый и т.п.
Что побуждает человека стать предпринимателем, какими мотивами он руководствуется? Основными мотивами, которые побуждают человека стать предпринимателем, являются: интерес к деятельности предпринимателя, желание реализовать себя как личность, стремление самостоятельно вести собственное дело, стремление к накоплению и к “ шикарной жизни”, жела-
“шикарной жизни”, желание выделиться среди остальной массы людей, зависть к удачливым предпринимателям и т.д.
Предприниматель является необходимым субъектом в рыночных отношениях, но смотрят на него в обществе часто отрицательно. Это объясняется тем, что предпринимательство предполагает получение прибыли и в погоне за нею предприниматели устанавливают монополию, взвинчивают цены, рекламируют и стараются часто сбыть недоброкачественные товары, объединяются с криминальными элементами и совершают экономические преступления, расправляются с конкурентами, нечестно ведут себя при заключении сделок и т.д. Кроме того некоторые из них ведут недостойный образ жизни, пренебрежительно относятся к другим людям, обособляются от общества, создавая различного рода клубы, проводят время в игорных домах, ночных заведениях, ресторанах и т.д.
Наряду с экономической многих людей привлекает политическая деятельность. Люди, занимающиеся политикой, осуществляют связь между обществом, экономикой, государством и властью. Политические деятели - это функционеры, т.е. люди, проявляющие политическую активность, имеющие склонность к политической работе и способные осуществлять политическую пропаганду среди населения.
По лит ич еск ая акт ив нос ть нач ин ает пр ояв лят ьс я у че лов ек а п од влиянием возникшего интереса к политической жизни общества и в св язи с ж еланием принят ь акти вное уч астие в ней. П олитиче ская работа осуществляется профессионалами, т.е. лицами, которые со сто ят на слу жбе у гос уда рст ва, в пр ави тел ьст вен ных уч реж ден и -ях, в армии , в политических партиях и различного рода политичес -к и х о б ъ е д и н е н и я х . Их деятел ьност ь спец иальн о напр авляе тся, р ег-ламентируется, оплачивается и оценивается соответствующими властными структурами в зависимости от достижения политических результатов .
Продуктом политической деятельности в идеале является создание такой системы власти, которая может обеспечить нормальное существование всех членов общества. Д л я э т ог о в ла с т ь д о лж н а регулировать , контролировать и прогнозировать экономическую, политическую , социальную и культурно-образовательную деятельность
кую, политическую, социальную и культурно-образовательную деятельность всех субъектов, образующих государственную систему власти.
Главн ой целью п олитики г осударства является благосост ояние народ а , его эк ономичес кое благо получие, здоровое психичес кое и физич еское сос тояние, высокая н равственн ость и о бщее проц вета-ние во всех сферах жизни.
Политическая жизнь общества является динамичной. Она то повышается, то понижается, а иногда застывает на одном уровне. Так как общество по своему социальному составу неоднородно, то отдельные группы людей всегда недовольны политикой власти и стараются настроить, посредством пропаганды основную массу людей против существующего режима. Если стоящие у власти политики не выполняют своих предвыборных обещаний, то их противники стараются скомпрометировать правительство, а те в свою очередь их. В результате политическая борьба обостряется, начинается “война компроматов”, обливание “грязью”, обвинение в мыслимых и в немыслимых грехах политических противников. Все это делается для того, чтобы привлечь на свою сторону основную массу избирателей.
Отношение населения к политическим идеям, как отмечают ис сле дов ате ли, ча сто ли шен о в ся ког о з дра вог о с мыс ла. Ин огд а н а -род с восторгом встречал гибельные впоследствии реформы и от-верга л целесоо бразные преобразо вания. Эт о объясн яется тем, что народ как большой доверчивый ребенок иногда начинал верить в те воздушные замки, которые обещали построить бессовестные политики. А так как новые полит ики, приведшие к влас ти, не имели опыта в управлении государством и чувствовали, что недолго продержатся у власти начинали з аботиться не о народе, а о своих собственных интересах и как всякие временщики окружали себя нечистоплотными коррумпированными людьми, падким до наживы. Действительное процветание народа происходят только в том случае, когда к власти приходят честные, высокоодаренные политики, а не интриганты, которые заботятся только о собственном б ла го по л уч ии, а н е о б ла ге на ро да.
Популярность политика, его рейтинг зависит от того как оценивает общество его политические проекты, способы их осуществления и его личные качества. Очень часто оценка человека как политика бывает более высокой, по сравнению с оценкой его как личности. Профессиональные качества политика тесно связаны с особенностями его личности. Выбирая политику в качестве основной сферы деятельности человек так не рискует, как ни в одном виде труда. В случае неудачи его ждет политическая смерть и негативная историческая оценка его деятельности и личности. Зато в случае успеха он остается в памяти людей как видный исторический деятель.
Труд политика является очень сложным и напряженным и поэтому часто имеет стрессовый характер. Основная задача в деятельности политика заключается в том, чтобы удержать общество в состоянии психологической и политической стабильности. Для этого политик должен уметь правильно оценивать состояние общества и применять наиболее целесообразные методы управления. В противном случае психологическое и политическое состояние общества дестабилизируется и в стране начинается смута, мятежи и революция.
Для того, чтобы политик мог эффективно осуществлять свою деятельность он должен иметь целый ряд профессиональных качеств, он должен быть энергичным, компетентным в политике человеком, иметь высокую выдержку и самообладание, уметь осуще-ств лять само контр оль и сам орегу ляци ю , не прер ывно сов ерше нств о -ва ть свою ли чно сть и свои де лов ые каче ств а .
Отношение общества к политикам неоднозначно. Очень мало таких политиков, которые имели бы положительную оценку и как общественные деятеля и как личности, в большинстве случаев у многих из низ была противоречивая оценка их политической деятельности. С одной стороны они способствовали развитию общества, а с другой стороны их методы правления принесли неисчислимые страдания народу. Были и такие политики, которые своим
и такие политики, которые своими эгоистическими действиями разоряли страну и вызывали экономическую и духовную деградацию общества.
Сре ди в сех видо в де ятел ьнос ти ос обое мес то з аним ает педа го-гический труд . От того как поставлено образование в стране зави -сит подготовка молодежи к жизни, к труду. В современном обществе человек без образования не может заниматься никакой более или менее сложной деятельностью и не может занять достойное ме сто в об щест ве.
Образованный человек - это культурный, духовно богатый, морально воспитанный и компетентный во всех сферах жизни чел ов ек. Е сл и пр а ви те ль с тв о не за бо ти т ьс я о р аз ви ти и с ис те м ы об ра-зования в своей стране, то она становится отсталой, а её народ малокультурным и невежественным. В систему образования входят: начальная и средняя школа, профессиональные училища, техникумы, колледжи, лицеи, высшие учебные заведения, институты повышения квалификации и т.д.
Каждое учебное заведение ставит своей задачей обучение и воспитание учащихся, которое должно обеспечить формирование образованной и высоко нравственной личности. К сожалению часто главное внимание уделяется обучению, в результате чего формируется однобокая личность “ интеллектуала” с дефектами в нравственном и духовном плане.
В на стоящее время с целью преодол ения эт ого недо статка возни кла ид ея о г ума низ аци и о бра зо ван ия, ко тор ая пре дпо лаг ает см е -щение акцента с обучения на формирование личности учащихся. В связи с тем, что формирование личности происходит под влиянием социального фактора, то новый подход к обучению предполагает переход от индивидуальных форм обучения к кооперативным. При такой форме обучения ученики не конкурируют и не соревнуются друг с другом, а сотрудничают и оказывают помощь своим товарищам. Кооперативные группы, которые создаются с этой целью, функционируют не только в учебное, но и во вне-учебное время.
Совместное обучение способствует формированию навыков социального общения, в процессе которого у каждого члена
доверия, уважения, привязанности и любви друг к другу.
Пе даг ог иче ска я д ея тел ьно сть я вля етс я с лож но й и тр удн ой. О на связана с большим нервно-психическим напряжением и требует от педагога проявления целого ряда профессиональных и моральных качеств . В процессе педагогической деятельности возникают все время проблемные ситуации, для выхода из которых педагог должен уметь применить специальные знания и умения. Прежде всего педагог должен быть хорошим психологом, способным понять в каком психическом состоянии находятся учащиеся и что от них можно ожидать.
Деятельность педагога является творческой, так как условия, в которых он работает, все время изменяются и требуют от него применения все время новых приемов и способов обучения и воспитания. Для того, чтобы успешно осуществлять педагогическую деятельность педагог иметь хорошо развитые дидактические , орга -низаторские и коммуникативные способности.
Дидактические способности обеспечивают хорошее знание учебного материала и умение применять наиболее эффективные приемы обучения учащихся. Организаторские способности дают возможность преподавателю наиболее рационально организовывать индивидуальную и групповую учебную и внеучебную деятельность учащихся, планировать, направлять и контролировать все их действия. Коммуникативные способности позволяют педагогу устанавливать доброжелательные отношения с учащимися, правильно осуществлять педагогическое общение, сочетать требовательность с уважительным отношением к учащимся, соблюдать такт, пр ояв лят ь ч утк ост ь и вн има тел ьн ост ь в о в заи моо тно шен иях с ним и .
Кроме того педагогу должны быть присущи такие высоконравственные качества как доброта , честность , правдивость, справед -ливость , любовь к детям, преданность своей профессии и др . Боль -шое значение в педагогической деятельности имеют волевые качества педагога такие ка к выдержк а , самооб ладание, терпелив ость, настойчивость и упорство.
Таковы основные профессиональные качества, которые должен иметь субъект для того, чтобы успешно заниматься одним из выше рассмотренных видов деятельности: управленческой, коммерческой , политической, педагогической .

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Профессиональные качества личности» з дисципліни «Загальна психологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит руху необоротних активів
Цифрові стільникові мережі
Поняття телекомунікаційної системи. Етапи розвитку телекомунікаці...
Класифікація кредитів комерційних банків
Формати файлів і протоколи передачі електронної пошти


Категорія: Загальна психологія | Додав: koljan (18.04.2011)
Переглядів: 2426 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП