ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Загальна психологія

Эмоционaльные состояния и виды чувств
Эмоции и чувства человека обусловлены социальными условиями существования и имеют личностный характер. Эмоции представляют собой субъективные переживания, сигнализирующие о благополучном или неблагополучном состоянии организма и психики. Чувства же имеют не только субъективное, но и объективное предметное содержание. Они вызываются объектами, имеющими ценностное личностное значение, и адресуются к ним.
Качество переживаний, заключенных в чувствах, зависит от того личностного смысла и значения, которое имеет для человека предмет. Отсюда чувства связаны не только с внешними непосредственно воспринимаемыми свойствами объекта, но и с теми знаниями и понятиями, которые имеет человек о нем. Чувства имеют действенный характер, они или побуждают или угнетают активность человека. Чувства, побуждающие активность, называются сте-
дают или угнетают активность человека. Чувства, побуждающие активность, называются стеническими, чувства, угнетающие ее - астеническими.
Эмоции и чувства - это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности, то чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека.
К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты, стрессы , фрустрации и страсти .
Настроение - наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и дея тельн ость. Нас троен ие м ожет возни кать медл енно, пос тепен но, а может охватить человека быстро и внезапно. Оно бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным.
Положительное настроение делает человека энергичным , бодрым и активным. Любое дело при хорошем настроении ладится, все получается, продукты деятельности имеют высокое качество. При плохом настроении все валит ся из рук, работа иде т вяло, допускаются ошибки и брак, продукты получаются низкого качества.
Настроение имеет личностный характер. У одних субъектов настроение бывает чаще всего хорошим, у других - плохим. На настроение оказывает большое влияние темперамент. У сангвиников настроение всегда бодрое, мажорное. У холериков настроение часто меняется, хорошее расположение духа вдруг изменяется на плохое. У флегматиков настроение всегда ровное, они хладнокровны, уверены в себе, спокойны. Меланхоликам часто свойственно отрицательное настроение, они всего боятся и опасаются. Любое изменение в жизни выбивает их из колеи и вызывает депрессивные переживания.
Любое настроение имеет свою причину, хотя иногда кажется, что оно возникает само собой. Причиной настроения может быть положение человека в обществе , результаты деятельности , события
1 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 2. - М., 1989. С. 221.
стве, результаты деятельности, события в личной жизни, состояние здоровья и т. п. Настроение, переживаемое одним человеком, может передаваться другим людям.
Аффект - быстро возникающее и бурно протекающее кратковре-ме нн ое э мо цио на ль но е с ос то ян ие, о тр иц ат ел ьно в ли яю щее н а пс их и -ку и поведение человека . Если настроение это сравнительно спокойно е э моц ион аль ное со сто яни е , то аф фек т э то эмо цио нал ьны й ш ква л , внезапно налетевший и разрушивший нормальное душевное состояние человека.
Аффект может возникнуть внезапно, но может также подготавливаться постепенно на основе аккомуляции накопившихся переживаний, когда они начинают переполнять душу человека.
В со ст оя ни и аф фе кт а че ло ве к не м ож ет р аз ум но у пр ав ля ть с во им поведением. Охваченный аффектом он иногда совершает такие дей стви я , о кот орых пот ом г орьк о сож алее т . У стра нить или зат ор-мозить аффект невозможно. Однако состояние аффекта не освобождает человека от ответственности за свои поступки, так как каждый человек должен научиться управлять своим поведением в данной ситуации. Для этого необходимо в начальной стадии аф-фек та п ерек лючи ть в нима ние с об ъекта, вы звав шего его, на что-то другое, нейтральное. Поскольку в большинстве случаев аффект проявляется в речевых реакциях, направленных на его источник, следует вместо внешних речевых действий совершить внутренние, например, сосчитать медленно до 20. Так как аффект проявляется кра тковр еменн о , то к ко нцу э того дейст вия е го ин тенси вност ь уме нь-шается и человек прийдет в более спокойное состояние.
Аффект преимущественно проявляется у людей холерического типа темперамента, а также и у невоспитанных, истеричных субъектов, неумеющих управлять своими чувствами и поступками.
Стресс - эмоциональное состояние внезапно возникающее у че лов ека по д в лия ние м э кст рем ал ьно й с иту аци и , свя зан ной с опа с -ностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс как и аффект такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Поэтому некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Но это далеко не
хологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Но это далеко не так, так как они имеет свои отличительные особенности. Стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхода из экстремальной ситуации.
Стр есс може т ок азыв ать как полож ител ьное, та к и отри цате ль-ное влияние на личность. Положительную роль оказывает стресс, выполняя мобилизационную функцию, отрицательную роль - вредно действуя на нервную систему, вызывая психические расстрой-ст ва и р азл ичн ого ро да за бол ева ния ор ган изм а .
Стрессовые состояние по разному влияют на поведение людей. Одни под вл иянием стресса прояв ляют по лную бе спомощн ость и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие , наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше всего прояв-ля ют с еб я в мо ме нт ы опа сн ос ти и в д ея те ль нос ти, тр еб ую щи е на пр я -жени я всех сил.
Фрустрация - глубоко переживаемое эмоциональное состояние, возникшее под влиянием неудач, имевших место при завышенном уровне притязаний личности. Она может проявляться в форме отрицательных переживаний, таких как: озлобленность, досада, апатия и т. п.
Выход из фрустрации возможен двумя путями. Либо личность развивает активную деятельность и добивается успеха, либо снижает ур ове нь при тяз ани й и до вол ьс тву етс я т еми ре зул ьта там и , кот о -рые может максимально достигнуть.
Ст раст ь - глуб окое, и нтен сивн ое и оче нь у сто йчив ое э моци онал ь -ное сос тоян ие, захв атыв ающе е че ловек а це лико м и полн ость ю и определяющее все его помыслы, стремления и поступки. Страсть может быть связана с удовлетворением материальных и духовных потребностей. Объектом страсти могут быть различного вида вещи, предметы, явления, люди, которыми личность стремится обладать во что бы то ни стал о .
исимости от потребности, вызвавшей страсть, и от объекта, посредством которого она удовлетворяется она может характеризоваться или как положительная или как отрицательная. Положительная или возвышенная страсть связана с высоконравственными мотивами и имеем не только личный, но и общественный характер. Страстное увлечение наукой, искусством, общественной деятельностью, защитой природы и т. п. делает жизнь человека содержательной и интересной. Все великие дела совершались под влиянием великой страсти.
От риц ате льн ая ил и н изм енн ая стр аст ь и мее т э го ист иче ску ю н а -правленност ь и при ее удовлетво рении человек ни с че м не считается и часто совершает антиобщественные аморальные поступки.
Переживания человека могут проявляться не только в виде эмо -ци й и эм оц ио на ль ны х сос то ян ий, но и в в ид е р аз но об ра зн ых ч ув ст в , Чу вс тва в от лич ие от эм оц ий име ют не то ль ко бо лее сл ож ную ст ру к -туру, но и характеризуются, как уже указывалось, определенным предметным содержанием. В зависимости от их содержания чувства бывают: моральные или нравственные, интеллектуальные или познавательные и эстетические. В чувствах проявляется избирательное отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира.
Моральные чувства представляют собой переживания человеком своего отношения к людям и к самому себе в зависимости от того соответствует или не соответствует их поведение и собственные поступки тем нравственным принципам и этическим нормам, которые существуют в обществе.
Нравственные чувства имеют действенный характер. Они про-яв ля ютс я н е тол ько в пе ре жив ани ях, н о и в де йс тви ях и пос туп ка х . Чувства любви, дружбы, привязанности, благодарности, солидарности и др. побуждают человека совершать высоконравственные поступки по отношению к другим людям. В чувствах долга , ответственности, чести, совести, стыда, сожаления и др. проявляется переживание отношения к своим собственным поступкам. Они заставляют человека исправить допущенные ошибки в своем поведении, извиниться за содеянное и впредь не допускать их повторения.
В интеллектуальных чувствах проявляется переживание своего отношения к познавательной деятельности и к результатам умственных действий. Удивление, любопытство, любознательность, заинтересованность, недоумение, сомнение, уверенность, торжество чувства, которые побуждают человека изучать окружающий мир, исследовать тайны природы и бытия, познавать истину, открывать новое, неизвестное.
К интеллектуальным переживаниям относят также чувства сатиры, иронии и юмора. Сатирическое чувство возникает у человека, когда о н замечает пороки, н едостатки в людях и в общественной жизни и беспощадно обличает их. Высшей формой сатирического отношения человека к действительности является чувство сарказма, которое проявляется в форме неприкрытого отвращения к отдельным людям и общественным явлениям.
Чувство иронии также как и сатиры направлено на бичевание недостатков, но ироническое замечание имеет не такой злой характер, как в сатире. Оно чаще всего проявляется в форме пренебрежительного и неуважительного отношения к объекту.
Юмор - самое замечательное чувство, свойственное человеку. Без юмора жизнь бы казалась, в некоторых случаях, просто невыносимой. Юмор дает возможность человеку находить даже в трудные моменты жизни что-то такое, что может вызвать улыбку, смех с кв оз ь с ле зы и пр ео до л ет ь чу в ст во б е зы сх од н ос ти. Ч ащ е вс е го ч ув-ст во ю мо ра с тр ем ят ся вы зв ат ь у бл из ко го ч ело ве ка, ко гд а он и сп ы -тывает какие-либо трудности в жизни и находится в депрессивном сос тоян ии. Так один из друз ей и звест ного нем ецко го п оэта Ген ри-ха Гейне, узнав о том, что он уже длительное время находится в плохом настроении, решил рассмешить его. Однажды Гейне получил по почте посылку в виде большого фанерного ящика. Когда он открыл его, то там оказ ался д ругой ящик, а в н ем дру гой ящ ик, и т. д. Ко гда он нако нец доб ралс я до са мого мал еньк ого ящи ка, то увид ел в не м запис ку, в к оторой было н аписано: “ Доро гой Ген рих! Я жив, здоров и счастлив! О чем тебе рад сообщить. Твой друг (сл е до в ал а п о дп и сь) ”. Ге й не эт о п о за б ав и ло, н а ст р ое н ие ег о у л уч-ши лось и о н п осла л в свою оч еред ь по сыл ку д ругу. Ег о д руг, пол у -чил посылку тоже в виде большого тяжелого ящика, открыл его и
и счастлив! О чем тебе рад сообщить. Твой друг (следовала подпись)”. Гейне это позабавило, настроение его улучшилось и он послал в свою очередь посылку другу. Его друг, получил посылку тоже в виде большого тяжелого ящика, открыл его и увидел в нем огромный булыжник, к которому была прикреплена записка: “Дорогой друг! Этот камень свалился с моего сердца, когда я узнал, что ты жив, здоров и счастлив. Твой Генрих”.
Эстетические чувства возникают в процессе восприятия природы и произведений искусства. Они проявляются при восприятии прекрасного, возвышенного низменного, трагического и комического. Когда мы видим что-то красивое мы им любуемся, восхищаемся, восторгаемся, когда перед нами что-то безобразное, мы негодуем и возмущаемся.
Эмоции и чувства оказывают большое влияние на личность. Они делают человека духовно богатым и интересным. Человек, способный к эмоциональным переживаниям, может лучше понять других людей , откликнуться на их чувства , проявить сострадательность и отзывчивость.
Чувства дают возможность человеку лучше познать самого себя, осознать свои положительные и отрицательные качества, вызвать желание преодолеть свои недостатки, помогают воздержаться от неблаговидных поступков.
Переживаемые эмоции и чувства накладывают отпечаток на внешний и внутренний облик личности. У людей, склонных к переживанию отрицательных эмоций, печальное выражение лица, у лиц с преобладанием положительных эмоций - веселое выражение лица.
Личность не только может оказаться во власти своих чувств, но и сама способна оказывать на них влияние. Одни чувства лично сть одоб ряет и п оощр яет, дру гие пор ицае т и отве ргае т . П рекр а -тить воз никшее чувство ч еловек не может, но преодолеть его он в состоянии. Однако, это может сделать только человек, занимающийся самовоспитанием и саморегуляцией своих эмоций и чувств.
Воспитание чувств начинается с развития способности управлять их внешним выражением. Воспитанный человек умеет сдерживать свои чувства, казаться невозмутимым и спокойным, хотя
заться невозмутимым и спокойным, хотя внутри его бушует эмоциональная буря. Каждая личность может сама избавиться от любого нежелательного чувства. Конечно это достигается не путем самоприказа, а предлагает косвенное устранение его посредством аутогенной тренировки.
Если чувство ещ е не укоренилось, то избавить ся от него можно путем самоотключения, направив свои мысли и действия на предметы, не имеющие ничего общего с объектом, вызывавшем чувство. Самоотвлечение может быть подкреплено запрещением вспоминать и думать о возникшем чувстве. Так, если человеку была нанесена обида, то при встрече с обидчиком чувство может возникнуть с прежней силой. Для того, чтобы избавиться от этого чувства необходимо, находясь в спокойном состоянии, представить своего обидчика на небольшое время, а потом забыть о нем. После многократного ассоциирования образа этого человека с вашим спокойным состоянием его образ, да и сам человек перестанет вызывать чувство обиды. Встретив его вы спокойно пройдете мимо.
Закрепившееся чувство можно преодолеть только посредством другого сильного чувства. Таким чувством может быть, например, чув ство сты да, под влия нием кот орого чел овек мож ет с прав итьс я с чувством, осуждаемым обществом и самим человеком.
Эмоции и чувства , часто повторяясь , могут стать одной из ха -рактерных особенностей личности, одним из ее свойств. Причем, одни из них могут возникнуть на основе переживания эмоций и эмоциональных состояний, другие могут быть связаны с переживания ми м ораль ных, эсте тичес ких и инт елле ктуал ьных чувс тв.
Наиболее общими эмоциональными свойствами личности являют ся: се нти ме нт ал ьно ст ь , ст ра ст но сть, аф фе кти вн ос ть, с тр ес сог ен но ст ь .
Сентиментальным людям свойственна большая эмоциональная в пе ча тл ит ел ь но ст ь и ч ув ст ви те ль н ос ть. Вс як о е не зн ач и те ль но е событие или явление вызывает у них гамму переживаний, которые определяют их отношения к окружающему миру и к самому себе. Их эмоции замкнуты на своей собственной личности и не вызывают ак тивн ой дея тел ьнос ти и п
Страстные субъекты характеризуются сильными и глубокими переживаниями, кипучей энергией, безраздельной преданностью объекту своей страсти.
Аффективные личности склонны к сильным и бурно протекающим эмоциональным переживаниям. Часто теряют контроль над собой, ведут себя безответственно и истерично. Аффективность присуща чаще всего невоспитанным, развязным и распущенным людям, которые не привыкли сдерживать себя и управлять своими действиями.
Стрессогенные натуры приходят в расстроенное эмоциональное состояние даже при наличии самой незначительной экстремальной ситуации. Они теряют самообладание и способность правильно реагировать на стрессовые воздействия, под влиянием которых они часто приходят в пассивное, бездеятельное состояние.
На основе высших чувств, связанных с духовным миром человека, могут проявляться такие эмоциональные качества личности как : стыдливость, совестливость, ответственность, доверчивость, сост ра дат ел ьно сть, доб ро жел ат ель но сть, в ос тор же нно ст ь , тре во жно ст ь , любознательность и т .п .

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Эмоционaльные состояния и виды чувств» з дисципліни «Загальна психологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аналіз рентабельності роботи позичальника
Еволюція стандартів стільникового зв'язку
Свидетельства отвеса и маятника
Модель протоколів INTERNET
Графіка


Категорія: Загальна психологія | Додав: koljan (18.04.2011)
Переглядів: 1957 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП