ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Міжнародні відносини » Китай: Наростаюча загроза

Убеждение и применение силы в Азии
К середине igSo-x годов китайское руководство было убеждено в эффективности своей программы экономической модернизации. Были начаты переговоры о нормализации отношений с Советским Союзом. Назначение Горбачева генеральным секретарем ЦК КПСС и его более взвешенная политика в отношении Китая позволили надеяться, что худшее позади. В это время близкий соратник Дэн Сяопина адмирал Лю Хуацин предложил новую стратегическую доктрину, исходившую из возможной угрозы Китаю со стороны США. Согласно этой доктрине, Китай должен обеспечить свою будущую безопасность не за счет укрепления побережья, а за счет контроля над прилегающими морями и «первой цепью островов», включающих Тайвань, Японию,

Южную Корею, Филиппины и Индонезию. Приняв эту геополитическую доктрину и начав укреплять свою военную мощь, Китай подтвердил, что намерен вернуть Тайвань, а также добиться расторжения американских союзов в Азии, в том числе и союзов с Южной Кореей, Японией и Филиппинами. ч В 1987 и 1988 годах Китай применил силу против коммунистического Вьетнама и вытеснил его с ряда островов в Южно-Китайском море. В 1992 году Китай заявил о своем праве на острова Спратли и Парасельские острова, а также Тайвань и острова Синкаку, принадлежащие Японии. Всекитайское собрание народных представителей быстро издало закон, предусматривающий, что Китай «примет все необходимые меры для предотвращения... прохода судов через свои территориальные воды, а военно-морской и военно-воздушный флот КНР будет выдворять нарушителей» (17). Эти действия Китая и другие факты использования военной силы вызвали территориальные споры относительного водного пространства с соседними государствами, в том числе с Брунеем, Малайзией, Филиппинами, Тайванем, Вьетнамом, Индонезией и Японией.

386
ГЛАВА

Все i99O-e годы Китай отклонял неоднократные требования этих стран начать многосторонние переговоры о суверенитете островов в Южно-Китайском море. К концу i99o-x годов экстенсивный поиск нефти и газа на шельфе Южно-Китайского моря и в экономической зоне вокруг спорных островов дал весьма незначительные результаты (i8). Тем не менее Китай настаивал на своих претензиях, использовал силу против Филиппин в 1994 и 1995 годах и активно строил военные сооружения на оккупированных островах, названных китайскими средствами массовой информации «морскими крепостями». Эти действия являются частью китайской стратегии глобального политического и экономического позиционирования. Заявив о своих претензиях на все острова и все Южно-Китайское море, Китай добился появления чувства неопределенности: не будет ли ограничен доступ к морским коммуникациям для союзников США в регионе (Японии, Южной Кореи и других стран)? Руководители стран региона видели, что в 1990-х годах Филиппины, несмотря на наличие договора о взаимной обороне с США, не получили никакой помощи для противодействия военным акциям Китая. Администрация Клинтона фактически посоветовала Филиппинам не поднимать вопрос о китайской агрессии. Такое попустительство могло укрепить уверенность Китая в том, что США готовы выйти из военных договоренностей в регионе. За этим в 1995 и 1996 годах последовали ракетные стрельбы, имевшие цель запугать Тайвань, что привело к развертыванию двух боевых авианосных групп США. ИНДИЯ Китай расширил свое военное сотрудничество с Пакистаном и помог ему создать ядерное оружие. Одновременно на другой индийской границе Китай развивал тесное военное сотрудничество с диктатурой в Бирме, поставляя ей оружие, предоставляя экономическую помощь и поддержку на международной арене. Эти меры, направленные на устрашение Индии, сочетались с дипломатическими шагами, призванными улучшить
Китай: тайная стратегия ...

387
двусторонние отношения. В 1988 году Китай и Индия объявили, что начнут обсуждение пограничных споров. Напомним, что Китай считает своими несколько тысяч квадратных миль индийской территории, захваченной в 1962 году. В 1989 году премьер-министр Раджив Ганди посетил Китай. Это был первый визит индийского руководителя за 34 года. Он сделал Китаю важные уступки, подписав совместное заявление, в котором указывается, что «Тибет является автономным районом Китая, а антикитайская политическая деятельность представителей Тибета не будет разрешена на территории Индии» (19). Это заслуживает внимания. Китай проинструктировал Индию, какая политическая деятельность (речь идет не о базах повстанцев) не должна осуществляться на территории Индии, и Индия публично с этим согласилась. В1991 году Китай и Индия подписали совместное заявление, призванное начать «новую эру сотрудничества». Индия вновь одобрила китайскую политику в Тибете и подтвердила, что «не разрешает тибетцам заниматься антикитайской деятельностью в стране» (2о). Несмотря на все усилия Индии умиротворить Китай в ходе разнообразных переговоров, выяснилось, что он продолжает размещать ракеты и другие вооружения на границах с Индией, а на захваченных территориях тайно идет строительство военной дороги. В июле 1998 года Атал Бихари Ваджпаи,

премьер-министр Индии и лидер партии Индийский национальный конгресс, заявил: «Наша проблема — не Пакистан, наша проблема — Китай. Мы не стремимся к (ядерному) паритету с Китаем... Нам лишь нужны минимальные средства сдерживания» (2i). Посол Китая в Дели ответил, что индийское правительство этим заявлением «саботировало отношения с Китаем». В 1999 году китайские военные построили постоянную сеть дорог из щебенки и военные бункеры на индийской стороне от линии реального контроля—линии перемирия, разделяющей страны последние 37 лет после нападения Китая (22). Кроме того, китайские военные 72 раза вторгались на индийскую территорию. Индийцы утверждают, что имеют документальные свидетельства того, что председатель Цзян Цзэминь

388
ГЛАВА

сообщил руководителю Пакистана о преднамеренном характере этих нарушений, совершенных для проверки боеготовности индийских вооруженных сил (23). В марте 2ооо года Индия и Китай вновь начали диалог по проблемам безопасности, который продолжался почти год. В результате в феврале 2ooi года был подписан договор о взаимной торговле. Несмотря на эти шаги, через несколько дней после начала указанного диалога министр иностранных дел Индии публично заявил:
Большую озабоченность Индии вызывают два вопроса. Китай пытается оказывать давление на Индию и хочет заставить ее отказаться от своей ядерной программы. Кроме того, Пекин давно оказывает помощь развитию пакистанской ядерной и ракетной программ. Правительство не удовлетворено постоянными ссылками Пекина на резолюцию №п?2, принятую Советом Безопасности ООН в июне igy8 года после испытаний Индией и Пакистаном своего ядерного оружия. Несмотря на то что США давно не акцентируют эту тему, Пекин постоянно призывает Дели и Исламабад отказаться от своих ядерных и ракетных программ. Он надоедливо твердит об этом. В то время как США пытаются найти возможность примирить интересы Индии в сфере ядерной безопасности с императивами режима глобального нераспространения, Китай продолжает призывать Индию к покорности (2.4).

Государственный визит в Китай в июне 2ооо года президента Индии К. Р. Нарайана показал, как Китай хочет использовать процесс нормализации для достижения собственных целей. Несмотря на то что президент Индии известен в стране своими прокитайскими взглядами, а Цзян Цзэминь назвал его «старым другом Китая», Пекин использовал этот визит для продвижения китайских позиций и не сделал никаких уступок Индии. Во время визита правительство Китая неоднократно публично подтверждало свою приверженность союзнику «на все времена» Пакистану, резко критиковало живущего в ИнКитай: тайная стратегия ...

389
дни далай-ламу, назвав его «главным преступником» и обвинив его движение в насилии, убийствах и детском каннибализме (25). В ходе этого визита Китай отказался сократить свою помощь Пакистану в сфере ядерных и ракетных технологий. Он не принял предложение четко определить линию реального контроля между войсками Индии и Китая, проходящую по территории Индии, захваченной Китаем в 1962 году, заявив, что территориальные претензии являются «пережитками истории», которые будут разрешены, когда «для этого созреют условия» (26). Один австралийский эксперт по Китаю так прокомментировал эти заявления: «Китайские формулировки по пограничным вопросам в действительности означают, что эти условия созреют, когда баланс сил изменится в пользу Китая, как это было в отношениях с Москвой» (27). Китай также отказался поддержать стремление Индии получить статус постоянного члена Совета Безопасности ООН. Китай фактически не сделал Индии никаких уступок. По мнению индийского аналитика, «Китай проводит в отношении Индии политику контактов и сдерживания. Стремясь не допустить укрепления Индии как соперника, эта стратегия направлена на сдерживание Индии на трех фронтах—Пакистан, Тибет и Бирма» (28). Председатель комитета по международным делам палаты представителей конгресса США Бенджамин Гилман отметил: «Пока Пакистан создает проблемы для Индии на ее западной границе, Китай поддерживает военное правительство Бирмы на востоке, продав ему различные вооружения на сумму 2 млрд. долларов» (29). Комментируя государственный визит в июне 2ооо года, одна из крупнейших индийских газет писала: «Многие годы Индия делала все, чтобы уделять внимание озабоченностям Китая в сфере безопасности, главным образом в отношении Тибета. Однако Китай весьма странно понимает, что такое взаимность. Он помогает Пакистану создавать ядерное оружие, а потом поставляет ему ракеты,

которые могут доставить это оружие до городов Индии» (зо). После этого визита, последнего из серии поездок в Пекин высокопоставленных индийских делегаций, США выяс-

390
ГЛАВА is

нили, что Китай увеличил свою помощь Пакистану в создании «баллистических ракет дальнего радиуса действия, которые могут нести ядерное оружие» (31). Китайские карты показывают, что Кашмир, на который претендуют Индия и Пакистан, является спорной территорией, кроме его одной пятой части, которая оккупирована Китаем. Та же картина относится и к восточному индийскому штату Аруначал-Прадеш, часть которого также оккупирована Китаем. Может быть, поэтому в июне 2ооо года президент Индии заявил председателю Цзян Цзэминю: «Это правда, что пограничные проблемы достались нам от истории, но эти проблемы нужно решить, а не снова оставлять их истории. Мы не можем завещать эту проблему будущим поколениям» (32). Цзян Цзэ-минь не предложил какого-либо компромисса или путей урегулирования этого вопроса. Когда Ли Пэн, второй человек в коммунистической иерархии Китая, встречался с премьерминистром Индии в январе 20OI года, они заявили, что страны установят «новые динамичные отношения» и продолжат «диалог в сфере безопасности». Одновременно начальник генерального штаба индийской армии генерал С. Падманабхан публично заявил: «У нас есть некоторые проблемы» с линией реального контроля. Месяцем позже индийские военные вновь публично выразили серьезную озабоченность вторжениями китайских солдат и строительством дорог на индийской стороне от этой линии (зз). Индия попыталась сбалансировать растушую военную мощь Китая. Она установила тесное военно-морское сотрудничество с Японией, запланировала провести совместные маневры с Вьетнамом в Южно-Китайском море и с Южной Кореей в Восточно-Китайском море (34)Исключительно важным стал визит в Индию президента Путина в октябре 2000 года, в ходе которого стороны договорились о создании «стратегического партнерства». Премьер-министр Атал Бихари Ваджпаи дал ясно понять, что этот шаг не является возрождением альянса Индии и,Советского Союза времен «холодной войны» (35)- В совместном российско-индийском заявлении отмечено, что стороны считают необходимым «создание многопоКитай: тайная стратегия...

391
лярной глобальной структуры». Президент Путин подтвердил «совпадение долгосрочных национальных и геополитических интересов Индии и России» (зб). Российско-индийское стратегическое партнерство включает соглашение о поставках в Индию значительных объемов вооружений, в том числе танков, реактивных истребителей, подержанных авианосцев, а также передачу российских технологий и другой помощи для развития ядерной энергетики. В ходе своего визита Путин заявил: «Наше сотрудничество с Индией не направлено против третьих стран... Мы рассматриваем его как фактор стабильности в мире» (37)- Возможно, он имел в виду, что и Индия, и Россия хотят как-то сбалансировать растущую мощь Китая. Нельзя исключать, что Путин не только хотел продавать в Индию российское оружие, но и стремился не допустить возможного развития индийских отношений в сфере безопасности с Японией и США. Президент Клинтон посетил Индию в марте 2ооо года, а премьер-министр Ваджпаи совершил ответный визит в США в сентябре 2ооо-го. Обе страны решили развивать политические и торговые связи. Однако в интересах нераспространения и недопущения ядерной войны между Индией и Пакистаном США продолжали настаивать на необходимости придерживаться договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, тем самым ограничивая возможности Индии в совершенствовании ядерного оружия (з8). Россия таких предложений не делала. Вопрос американо-индийских отношений в сфере безопасности предстояло рассмотреть в будущем. Визит индийского премьер-министра Ваджпаи в Китай летом 2ооз года продолжил сложившиеся уже традиции. Снова Китай добился от индийского премьера необходимых ему заявлений по Тайваню и тибетским беженцам в Индии. Более того, Ваджпаи изменил давнюю позицию Индии, назвав Тибет не «автономным районом» Китая, а «частью территории Китая». Он также принял предложение Китая открыть торговый путь в Тибет черед Сикким, не требуя «формального признания Китая, что Сикким является частью Индии» (39). Дискуссии по пограничным вопросам не проводились. Стороны про-

392
ГЛАВА

сто договорились продолжить переговоры, тянущиеся уже 22 года. Индия не поднимала вопрос о продолжающейся помощи Китая Пакистану в создании ОМУ и баллистических ракет. Министр иностранных дел Индии Яшвант Сингх сказал, что этот вопрос не поднимался, так как, «если мы сможем сблизить наши позиции, склонность Китая совершать действия, не отвечающие интересам Индии, уменьшится» (40). Один из ведущих индийских аналитиков отметил, что «политика Индии в отношении Китая основывается на надежде», даже если Китай усилит «стратегическое сдерживание Индии с целью не допустить появления в Азии равного соперника» (4i). Другой индийский аналитик описал растущее влияние Китая на Индию следующим образом: «Китай движет событиями, Индия передвигает папки. Китай никогда не уступает, Индия только улыбается» (42)

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Убеждение и применение силы в Азии» з дисципліни «Китай: Наростаюча загроза»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: МОНЕТИЗАЦІЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФІЦИТУ ТА ВАЛОВОГО ВНУТРІШНЬОГО ПРОДУКТУ...
Аудит внесків на загальнообов’язкове державне соціальне страхуван...
Управління ресурсами комерційного банку
АО "МММ" Історія, наслідки та реклама
Мотивація інвестиційної діяльності


Категорія: Китай: Наростаюча загроза | Додав: koljan (01.06.2013)
Переглядів: 644 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП