ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Міжнародні відносини » Китай: Наростаюча загроза

Китай вновь называет США своим главным противником
Несмотря на многие шаги Клинтона навстречу Китаю, сторонники жесткой линии видели в них только угрозу «мирной эволюции». В апреле 1993 года иб старших офицеров Народно-освободительной армии Китая написали письмо Дэн Сяопину и генеральному секретарю КПК Цзян Цзэминю, призвав их покончить с китайской политикой «терпения, сдержанности и компромисса с США» (9). Это, а также еще одно похожее письмо, направленное в мае 1993 года другими военачальниками вооруженных сил Китая, свидетельствовало о сильных антиамериканских настроениях в военной среде. Военные, в частности, резко критиковали власти за неспособность решительно противодействовать намерению администрации Буша в конце 1992 года продать Тайваню 150 боевых истребителей. Спецслужбы Китая поддерживали враждебное отношение военных к США. В октябре 1993 года министр государственной безопасности заявил, что США «занимаются шпионажем, используя для этого враждебно настроенные элементы внутри страны, дипломатов, журналистов и научные обмены» (го). В ноябре руководители КПК, представители военных и министерство иностранных дел провели одиннадцатидневное совещание для выработки будущей стратегии Китая. Как писали исследователи Бернштейн и Манро, ссылаясь на газеты Гонконга, часто используемые КПК для распространения своей официальной точки зрения, совещание пришло к выводу, что Китай должен рассматривать США «как своего главного врага». В документе, принятом на совещании, сказано, что в предстоящие годы
главной целью американской политики гегемонизма и силы станет Китай... Стратегия США в отношении Китая базируется на экономических и торговых рычагах, призванных контролировать страну; заставить ее изменить идеологию и склониться к западным, ценностям; использовать обмены и пропаганду для продвижения собственной идеологии в высшие слои китайского общества; оказывать финансовую помощь враждебным силам как внутри, так и вне страны, дожидаясь удобного момента для организации волнений; поддерживать и поощрять различные группы на Западе к применению экономических санкций против Китая... Составной частью этой стратегии является сфабрикованная теория о якобы существующей китайской угрозе странам на севере Азии и стремление заставить Японию и Корею следовать в фарватере своей политики в отношении Китая (и).

Совещание пришло к выводу о необходимости возобновить тесные отношения с Россией. Стоит напомнить, что многие в китайском руководстве учились в СССР, знали русский язык и сотрудничали с Москвой с 1949 no I959 год. Совещание также предложило установить прочные связи с наиболее влиятельными странами третьего мира (12). Шаги Китая в последующие годы были направлены на выполнение этих решений. В январе 1994 года, несмотря на острую критику, администрация Клинтона смягчила требования к лицензированию экспорта телекоммуникационного оборудования. В марте 1994 года по инициативе администрации Клинтона был распущен Координационный комитет по многостороннему экспортному контролю (КОКОМ). Этот комитет был в свое время создан промышленными демократиями для ограничения экспорта военных и

смежных технологий в коммунистические страны. В последующие годы указанная инициатива администрации Клинтона открыла двери массовому вывозу высоких технологий из США в коммунистический Китай. В документах Висконсинского проекта приводятся сведения о том, что администрация Клинтона разрешила экспорт высоких технологий на сумму около 15 миллиардов долларов. Выяснилось, что эти технологии, проданные на законных основаниях, могут быть использованы для «разработки ядерного оружия, переработки ядерных материалов, улучшения качественных характеристик ракет, производства компонентов ядерного оружия и ракет, передачи телеметрии в ходе ракетных испытаний. По определению все это имело огромную стратегическую ценность» (is). По американским законам министерство обороны обязано было изучить потенциальные стратегические и военные последствия экспорта таких технологий, а ЦРУ — выяснить, действительно ли существует указанный китайскими властями гражданский заказчик. По свидетельству высокопоставленных сотрудников министерства обороны, политические назначенцы в администрации Клинтона зачастую рекомендовали разрешить экспорт тех или иных технологий, несмотря на имеющиеся заключения о том, что они могут быть использованы Китаем в военных целях (14). Кроме того, министерство торговли, рассматривающее американский бизнес как своего кормильца и склонное к утверждению практически любого экспортного контракта, нередко слишком ограничивало сроки проверки заявок на экспортные лицензии. Один из наиболее впечатляющих случаев произошел в 1994 году с экспортом оборудования для очень большого предприятия крупнейшим американским производителем военных самолетов и ракет, компанией «Макдоннелл Дуглас». Китайский покупатель заявил, что все закупаемое оборудование будет использовано только для гражданского производства. Однако позже выяснилось, что в качестве адреса покупателя стратегически ценного оборудования указан пустой участок земли в пригороде Пекина, а часть оборудования «переадресована на предприятие, занимающееся производством военных самолетов и противокорабельных ракет» (15). В данном конкретном случае против продажи оборудования Китаю выступили ВМФ и ВВС США, а также военная разведка (РУМО). Однако сделка была утверждена администрацией. В то время как в 1993—1994 годах администрация Клинтона проявила добрую волю, ослабив экспортные ограничения и предприняв другие шаги, Китай начал размещение баллистических ракет на побережье напротив Тайваня (i6). Как свидетельствуют правительственные документы, США располагали информацией о том, что Китай в 1994 году продолжал продажу ОМУ, атом числе баллистических ракет, в Пакистан. Это существенно увеличивало риск войны между Пакистаном и Индией (17). В 1994-году Китай резко девальвировал свою валюту, что сделало его экспортные товары еще дешевле и гораздо более конкурентными по сравнению с товарами из Южной Кореи, Таиланда, Индонезии и других стран Азии. Это привело к стремительному росту экспортных поступлений и активного сальдо торгового баланса в отношениях с США, так как Китай по-прежнему сохранял жесткие ограничения на доступ к своему внутреннему рынку. Девальвация юаня снизила валютные поступления соседних азиатских стран, находившихся в дружественных отношениях с США, поскольку они конкурировали с Китаем по поставкам целого ряда товаров на рынки индустриальных демократий. Девальвация китайской валюты и, как 2IO следствие, снижение в 1995 и 1996 годах валютных поступлений привели в 1997—1999 годах к крайне тяжелому финансовому кризису в странах Азии, выход из которого потребовал чрезвычайной финансовой помощи Международного валютного фонда на сумму около 1оо миллиардов долларов. ОТСТУПЛЕНИЕ КЛИНТОНА (1994) К маю 1994 года Китай не выполнил ни одного из условий, годом ранее выдвинутых Клинтоном для продления статуса наибольшего благоприятствования в торговле. И все же многие американские корпорации, уже импортирующие товары из Китая или намеревающиеся начать совместный бизнес, пытались доказать, что расширение экономических связей США с этой страной благотворно повлияет на ее внутреннюю и внешнюю политику. Они настаивали на отмене всех выдвинутых ранее условий и возобновлении статуса наибольшего благоприятствования для Китая. Именно это Клинтон и сделал 26 мая 1994 года. Он так объяснил свое решение: Сможем ли мы добиться улучшения ситуации с правами человека, если Китай останется в изоляции? Или успех более вероятен, когда он будет вовлечен в политическое и экономическое сотрудничество и контакты? Я убежден, что лучшим способом продвижения идеалов свободы в

Китае является развитие и расширение связей США с этой страной. Я уверен, что сдвиг в ситуации с правами человека более вероятен без дамоклова меча отмены статуса наибольшего благоприятствования (i8). С тех пор эта логика применялась неоднократно, несмотря на то что полная смена политики Клинтона не привела к каким-либо позитивным ответным действиям режима Пекина. Китай продолжал считать США своим «главным врагом», по-прежнему занимался распространением ОМУ и укреплением своих вооруженных сил. Китай также продолжил свою агрессивную политику в отношении некоторых соседних стран, к которым у него имелись территориальные претензии. Государственный департамент США в своих докладах сообщал о дальнейшем усилении политических и религиозных репрессий в стране. С 1992 года Китай проводил испытания ядерного оружия. К 1995 году в правительстве США считали, что испытываются очень небольшие, но весьма мощные ядерные боеголовки. Это означало, что Китай сделал существенный шаг вперед в развитии своих ядерных возможностей (19). В июле 1995 года гражданин Китая передал правительству США важные китайские документы с грифом «секретно». Они подтвердили подозрения, что китайская разведка добыла чертежи пяти самых маленьких, но наиболее мощных американских боеголовок. Через некоторое время ЦРУ выяснило, что данная информация была передана США по указанию властей Китая (2о). Одновременно Китай продолжал размещать все новые и новые межконтинентальные баллистические ракеты, способные достичь территории США. ТАЙВАНЬСКИЙ РАКЕТНЫЙ КРИЗИС (1995—1996) В 1990-х годах упор в китайской политике угроз и запугивания явно делался на Тайване. За прошедшие годы эта страна превратилась из авторитарного и бедного государства в демократию политического плюрализма с высоким уровнем жизни, намного превышавшим уровень жизни в материковом Китае. Распределение доходов на Тайване считалось одним из самых справедливых в мире. Последним шагом в десятилетнем процессе политической либерализации стали свободные и открытые президентские выборы в марте 1996 года. Китайский режим был озабочен двумя проблемами, связанными с успешным проведением свободных президентских выборов на Тайване и его полным переходом к демократии. Во-первых, гораздо более процветающий Тайвань мог стать примером для населения материка. Во-вторых, Тайвань мог провозгласить себя независимым государством, отказавшись от перспектив объединения с Китаем.

212
В начале 1995 года председатель Цзян Цзэминь произнес речь, ставшую известной как «программа из восьми пунктов». Было заявлено, что политика Китая «одна страна—две системы» гарантирует народу Тайваня продолжение привычного образа жизни после объединения с материковым Китаем. В речи также содержались формулировки, которые Китай использовал со дня образования коммунистического режима в 1949 году,— Тайвань является неотъемлемой частью Китая, и другие государства не должны вмешиваться в вопросы «воссоединения». И все же Китай имел не больше «прав» контролировать Тайвань, чем Северная Корея—Южную или Восточная Германия—Западную. Тайвань имеет все атрибуты государственности, включая действующее правительство, конкретную территорию и население, возможность заключать международные соглашения, а также длительную историю дипломатического признания. Двадцатитрехмиллионное население Тайваня больше, чем у двух третей государств—членов ООН. Коммунистический режим стремится заявить свои «права» на то, что он называет «китайским Тайванем», заставить сам Тайвань и все другие государства согласиться с этим. США «признают», что, «по мнению Китая», Тайвань является его частью, и с 1971 года заявляют, что когда-нибудь в будущем объединение возможно. Все президенты США, включая Клинтона, подчеркивали, что Китай и Тайвань должны прийти к взаимному соглашению по этому вопросу, однако использование силы для присоединения Тайваня к Китаю недопустимо. Консенсус по этому вопросу между двумя партиями особо подчеркнут в законе США «О взаимоотношениях с Тайванем», который был принят в 1979 году и пролонгирован в 1999-м. Летом 1995 года Китай предпринял новую демонстрацию политики силы. В период с 21 по 26 июля, стремясь запугать народ и лидеров Тайваня, Китай произвел запуск шести баллистических ракет ближнего радиуса действия в акваторию в 4О милях от столицы Тайваня. Предупреждение об «испытании ракет» и закрытие воздушных и морских коммуникаций в этой зоне вызвало страх на острове.

Реакция администрации Клинтона на этот беспрецедентный шаг оказалась достаточно двусмысленной. Поэтому Китай решил предпринять новые шаги для запугивания Тайваня и попытался не допустить проведения выборов в марте 1996 года. Китай сконцентрировал свои вооруженные силы, включая ракеты ближнего радиуса действия, на побережье напротив Тайваня. Представитель администрации США встретился с генерал-лейтенантом Ционом и заявил, что Китай рискует вызвать ответные меры США, если попытается захватить Тайвань. Заместитель начальника Генерального штаба ответил: «Теперь вы не станете защищать Тайвань. Мы наблюдали за вами в Сомали, Гаити и Боснии—вам не хватило воли. В 195О-х годах вы трижды угрожали Китаю ядерными ударами. Вы могли это делать, потому что нам нечем было ответить. Теперь мы можем дать отпор, и вы больше не будете нам угрожать. В конце концов, ЛосАнджелес вам гораздо дороже Тайбея» (2i). Угрозы Китая немедленно почувствовали на Тайване. На рынке после военных учений и ракетных стрельб произошло падение курса акций на зз%- Международные авиалинии были вынуждены менять привычные маршруты, а тайваньские рыбаки несколько недель не выходили в море (22). Когда представителю Государственного департамента задали вопрос, придут ли США на помощ&Тайваню, если он подвергнется нападению или блокаде, ответ опять оказался двусмысленным, несмотря на то что закон «О взаимоотношениях с Тайванем» четко определяет действия США в этом случае. Теперь мы знаем, что в августе 1995 года президент Клинтон направил секретное письмо руководителям Китая. Пытаясь умиротворить Китай, Клинтон пригласил председателя страны посетить США с официальным визитом, подчеркнув, что США будут противодействовать любым попыткам Тайваня обрести независимость (23). Уступка Клинтона в отношении доступа китайских товаров на американский рынок, а также указанное секретное письмо убедили китайских руководителей, собравшихся в августе 1995 года в курортном местечке Бейдайхэ, в том, что США не окажут реальной помощи Тайваню, если Китай активизирует свои усилия и попытается заставить власти острова 214 принять свои условия «воссоединения». Китай продолжил размещать на побережье ракеты ближнего радиуса действия, оснащенные обычными, ядерными и нейтронными боеголовками. Чертежи таких боеголовок Китай украл у США и успешно испытал их в декабре 1984 года. Об этом было публично заявлено в 1995 году; таким образом китайские власти пытались еще больше запугать народ и руководителей Тайваня (24). В ноябре 1995 года Китай преобразовал Нанкинский военный округ в театр военных действий, в рамках которого был создан Генеральный штаб по Тайваню во главе с заместителем председателя Центрального военного совета КПК генералом Чжан Ваньнянем (25). Президент Клинтон проигнорировал и этот факт. В конце 1995 года он дал указание министру торговли предпринять шаги по «упрощению и либерализации» торговли с Китаем, что фактически означало снижение контроля по экспорту высоких технологий (26). Угрозы Китая, возможно, повлияли на решение США в декабре 1995 года провести авианосец «Нимиц» по Тайваньскому проливу. На выбор столь необычного маршрута якобы повлияла «непогода» (27). Скорее всего, администрация пыталась послать коммунистическому руководству Китая некое сообщение, отличное от того, что содержалось в секретном письме Клинтона от августа 1995 года. Впрочем, ни усилия Клинтона, ни коммерческие преимущества, ни маршрут «Нимица» никак не повлияли на Китай. Он продолжал размещать ракеты вблизи Тайваня, наметил крупномасштабные военные маневры на февраль-март 1996 года и ужесточал политику угроз по мере приближения мартовских президентских выборов на острове (28).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Китай вновь называет США своим главным противником» з дисципліни «Китай: Наростаюча загроза»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Склад – найменша вимовна одиниця
Дисконтований період окупності
Синоніми (ідеографічні, стилістичні, контекстуальні, перифраза, е...
Теорія оптимізації портфеля інвестицій
Віднесення грошових потоків до інвестиційного проекту


Категорія: Китай: Наростаюча загроза | Додав: koljan (01.06.2013)
Переглядів: 573 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП