ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Основи психології здоров'я

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Перечень организационных форм психологии здоровья находит
свое развитие в зависимости от конкретных условий (армия, моряки,
бизнесмены и др.). К сожалению, привязанность их к медицинским
учреждениям часто «нозологизирует» контингент обращающихся за
помощью. Важно, чтобы круг форм, имеющих строгую ориентацию
на профилактику, расширялся, что способствовало бы охвату большего
числа именно здоровых и лиц с состояниями, относящимися к дозо-
нологическому уровню.
Основным мотивом, привлекающим внимание к программам пси-
хологии здоровья, выступает личность психолога и методы, которыми
он осуществляет поставленные задачи. С помощью этих методов можно
решать такие тактические задачи первичной профилактики, как кор-
рекция негативных личностных особенностей; модификация стереоти-
пов поведения, способствующих развитию психической, соматической
и наркологической патологий; снижение последствий эмоциональной
стрессированности; борьба с артериальной гипертензией; выработка
установки на здоровье и привлечение широкого участия в массовых
профилактических мероприятиях; мотивирование населения к преодо-
лению вредных привычек и др.
Во многих работах указывается, что применение психокоррек-
ционных методов (аутогенная тренировка, биообратная связь и др.)
способствует снижению вероятности смерти от сердечно-сосудистых
заболеваний на 20%. Все эти задачи могут быть осуществлены при
правильном использовании методов когнитивно-социального научения,
методов релаксации и урегулирования обстановки в семье и на работе.
Классификация методов развития личности 365
Эти методы могут сочетаться с разъяснительной работой и убеждени-
ем. Так, предупреждение пациентов об опасности вредных привычек
оказывается иногда достаточным для изменения поведения. Например,
некоторые успехи в контроле АД были достигнуты в результате убежде-
ния пациентов снизить потребление соли. В двух группах женщин была
прочитана лекция (2,5 часа) о диете при артериальной гипертензии, где
давался совет снизить потребление соли. Оказалось, что в обеих группах
женщин систолическое и диастолическое АД значительно снизилось
буквально за одну неделю. Это изменение, полученное за короткий
промежуток времени, было равносильно эффекту от применения анти-
гипертензивных лекарств.
К эффективным методам освоения навыков самопрофилактики от-
носится консультирование 2—3 раза в год (по мере необходимости — и
чаще) по вопросам питания, борьбы со стрессами, курением и другими
вредными привычками, по решению семейных, сексуальных проблем.
Планомерное использование такой формы профилактической работы
позволило, например, в Бельгии за два года снизить уровень холесте-
рина на 4% (в контроле уровень не претерпел изменений), суммарный
же риск смерти снизился на 20%, систолическое АД у больных гипер-
тонией— на 8%, в то время как в контрольной группе значительного
снижения не отмечено.
«Стресс-планктон» повседневной жизни является для человека
одним из источников негативных переживаний. Возникновение данных
проблем на поверхностном уровне сознания требует и «отработки»
последствий стресса с помощью транзиторных, симптомно-ориенти-
рованных методов. Мы предлагаем отнести к таким методам техники
«за-», суть которых состоит в смещении внимания с объекта, вы-
зывающего беспокойство, на другой, нейтральный или позитивный,
и максимальной концентрации на последнем. Указанные техники
предлагают: «заговорить проблему», «забегать проблему», «запарить»,
«заплакать», «залюбить», «заесть», «застирать», «застонать», «заспать»
и т. п. Единственным, но существенным недостатком этих приемов яв-
ляется кратковременность, ситуативность оказываемой помощи. Более
глубокая работа может осуществляться в повседневной медитативной
практике или психотерапевтическом процессе.
Реализация психологических развивающих программ может осущест-
вляться на различных уровнях: 1) на уровне микросистемы — укрепление
личного (индивидуального) превентивного ресурса (уровень отдельного
индивидуума); 2) мезосистемы — развитие социальной системы (семья,
класс, школа, организация, учреждение); 3) макросистемы (город, попу-
ляция, общество). Работа на каждом уровне требует разработки опреде-
ленных методов психологического воздействия.366 ГЛАВА 9. Методические и организационные аспекты психологии здоровья
Сегодня молодая отрасль психологии — психология здоровья — тре-
бует установления научно обоснованных границ своей деятельности.
Идеологическая пустота среди специалистов этого направления, как и
психотерапевтического в целом в нашей стране, к сожалению, запол-
няется причудливыми, порой уродливыми формами торжествующей
некомпетентности. Возможно, это связано с многообразием западных
и восточных подходов, которые, как правило, имеют собственные огра-
ничения теоретическими школами и национальными особенностями.
Все это вынуждает отечественных специалистов организовывать само-
стоятельный поиск недостающих знаний и навыков в сфере народной
медицины.
Настоящее положение — это спонтанная и «неуправляемая» интег-
рация методов психологии здоровья с нетрадиционными, народными
приемами и средствами. Однако без научного обоснования подобные
процессы лишь искажают и профанируют идеи психологии здоровья.
Требуется разумное комплексное взаимодействие технологий психологии
здоровья и старинных народных приемов, направленных на укрепление
и развитие психосоматического и духовного потенциалов человека. Появ-
ление новых, пришедших и с Запада, и с Востока методов психофизиче-
ской саморегуляции ставит вопрос о научной адаптации. Это относится
не только к религиозным психическим практикам, но и к целому ряду
современных психокоррекционных методик, таких как холодинамика,
психосинтез, психогенетика, дианетика, лайфспринг, холотропное ды-
хание, танатотерапия, алхимический гипноз, телесно-ориентированные
технологии, рейки и многое другое.
Классификацию методов психологии здоровья необходимо со-
здавать, опираясь на уже имеющиеся в медицинской психологии и
психотерапии подходы. Однако использование в «чистом» виде рубрик
психотерапевтических методов (симптоматические, патогенетические,
социоцентрированные) некорректно, ибо речь идет о работе с психи-
чески здоровыми людьми, имеющими те или иные психологические
трудности, и с теми, кто решил стать на путь самосовершенствования.
Необходима классификация методов, базирующаяся на критериях, свя-
занных с развитием «зрелой» личности и совершенствованием человека
в гармоничном балансе души и тела.
Многие специалисты считают, что «психотерапия» — понятие гораздо
более широкое, нежели только направление в медицине, использующее
немедикаментозные методы лечения больных. Приведем выдержку из моно-
графии Б. Д. Карвасарского «Психотерапия» (1985): «...Несмотря на очевид-
ный интердисциплинарный характер психотерапии, она, конечно, является
лечебной медицинской дисциплиной, а учет и разработка ее клинических
основ приобретает сегодня по-прежнему первостепенное значение. Это не
Классификация методов развития личности 367
исключает использования психотерапевтических методов (соответствующим
образом модифицированных) также для решения психогигиенических, пси-
хопрофилактических и иных задач (например, социально-психологического
тренинга применительно к нуждающимся в этом контингентам людей;
при этом одновременно со специфическими часто решаются также задачи
сохранения и укрепления здоровья)». Такое представление о психотерапии
дает нам основание пользоваться самим термином «психотерапия» в клас-
сифицировании методов психологии здоровья.
Стратегии оказания психологической помощи проблемным клиентам
в психологии здоровья определены гармоничным сочетанием работы с
негативными и позитивными сторонами личности. Стремление к со-
вершенству предполагает работу как с тем, что мешает этому, так и с
тем, что обогащает потенциал личности. Чтобы стать добрым, необхо-
димо устранить причины зла в себе, а не только делать добрые дела,
накапливая положительное сальдо. Многие философские и особенно
религиозные системы подчеркивали, что достичь «высшего» можно,
лишь осудив и приведя к покорности «низшее».
Абрахам Маслоу описал восемь приемов, способных помочь человеку
приблизиться к самоактуализации (Маслоу, 1971, 1997).
Во-первых, самоактуализация — это переживание, переживание
всепоглощающее, яркое, самозабвенное, с полной концентрацией и аб-
солютной погруженностью в него. Мгновения самоактуализации — это
мгновения, когда человек проявляет свое Я. Задача каждого, кто стре-
мится к совершенствованию, — научиться такому способу жизни: быть
поглощенным самим процессом жизни.
Во-вторых, можно представить себе жизнь как бесконечную череду
выборов, которые мы должны совершать один за другим. Одни выборы
направлены на укрепление защит, и тягловой силой в этом путешес-
твии будет страх. Другие выборы направлены на рост и обогащение
собственной личности. Самоактуализация — это процесс выбора между
первым и вторым в пользу второго. Каждый из вставших перед чело-
веком выборов стремящийся к самоактуализации совершает в пользу
личностного роста.
В-третьих, уже в самом понятии «самоактуализация» заключает-
ся утверждение, что есть некая «самость», подлежащая актуализации.
Современный человек привык прислушиваться не к своим внутренним
сигналам, а к голосам других в себе: к голосу матери, отца, к голосу
общества, к голосам старших, к голосу власти или традиций. Отказаться
бездумно поступать так, как принято большинством, — это широкий
шаг к постижению себя.
В-четвертых, если у вас есть выбор, будьте лучше честными, чем
нет. Честно спросите с себя ответ за свои поступки и за свой выбор.368 ГЛАВА 9. Методические и организационные аспекты психологии здоровья
и вы обязательно почувствуете и ответственность перед собой. Вопрос
ответственности, к сожалению, в науке пока мало изучен. Однако каж-
дый раз, принимая на себя ответственность, человек приближается к
самоактуализации.
В-пятых, развивать смелость быть самим собой, говорить и делать
то, что у вас на уме. В хорошем смысле быть «выскочкой», не бояться
прослыть нонконформистом. Говоря другими словами, когда чувствуете
приближение страха, всегда решайтесь быть мужественным.
В-шестых, самоактуализация — это не только конечная станция
нашего путешествия, но и само путешествие, и движущая сила его.
Это ежеминутная актуализация всех наших чувствуемых и даже лишь
предощущаемых возможностей. Вам не обязательно совершать герои-
ческие поступки, но нужно быть готовым к ежедневному и кропотли-
вому труду выявления и вскрытия собственных возможностей. Когда
пианист «мучает» гаммы и тянет пальцы в сложных аккордах — он
самоактуализируется. Самоактуализация — это работа над тем, к чему
вы стремитесь. Решение стать рядовым врачом — не лучший выбор для
самоактуализируюшейся личности. Обязательно нужно стремиться стать
самым лучшим врачом. Нужно хотеть в наибольшей степени раскрыть
свои возможности.
В-седьмых, высшие переживания — лишь мимолетный момент
самоактуализации. Человек может стремиться стать таким, чтобы как
можно чаще переживать эти мгновения высшего торжества. В жизни
каждого человека обязательно были мгновения высших откровений, но
не каждому было дано прочувствовать их. Задача человека, стремяще-
гося к самоактуализации, — выработать навык чувствования мгновений
истинного откровения, если уж они случаются.
В-восьмых. Осознав, кто вы такой и что собой представляете, что
любите и чего не любите, что хорошо для вас и что плохо, к чему вам
нужно стремиться и в чем ваше призвание, — одним словом, вскрыв
свою сущность,— вы обнажите и собственную психопатологию. Вы
поймете свои защитные механизмы и соберете все свое мужество, чтобы
отказаться от них. Это болезненный процесс, потому что эти механизмы
помогают нам не замечать того, что нам неприятно. Но ради результата
стоит стерпеть боль.
Методы психологического воздействия в области развития, совер-
шенствования человека можно условно дифференцировать в зависимости
от уровня сознания, на котором проводятся позитивные изменения.
Наиболее приемлемой для психологии здоровья, на наш взгляд, явля-
ется классификация, основанная на модели «Спектра Сознания» Кена
Уилбера. «Спектр Сознания» — это многомерный подход к человеческой
личности. Уровни сознания рассматриваются от Верховной Личности,
Классификация методов развития личности 369
соотносимой с космическим Сознанием, до резко суженой идентифи-
кации, ассоциируемой с Эго-уровнем.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ» з дисципліни «Основи психології здоров'я»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Омоніми, омофони, оморфми і омографи
Довірчі (трастові) послуги
Технічні засоби захисту інформації
ПЛАТІЖНИЙ БАЛАНС ТА ЗОЛОТОВАЛЮТНІ РЕЗЕРВИ В МЕХАНІЗМІ ВАЛЮТНОГО ...
Програмне забезпечення та основні стандарти АРІ для комп’ютерної ...


Категорія: Основи психології здоров'я | Додав: koljan (18.02.2012)
Переглядів: 1777 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП