ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ

Статистика






Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0



ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Філософські науки » Історія філософії: енциклопедія

ХОРА
ХОРА — понятие философии постмодернизма, фиксирующее в своем содержании феномен самодвиже­ния семиотических сред, характеризующегося имма­нентными пульсационными версификациями своего на­правления и форм. Данное понятие было введено в фи­лософский оборот Платоном для обозначения перма­нентного круговорота бытия в себе самом: "вечно дви­жущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него возникающее" — вне выхода за собственные пределы ("Тимей"). В контексте постмодернистской концепции текста понятие X. обретает новую трактовку: парадиг­мальный отказ постмодернизма от идеи референции влечет за собой интерпретацию бытия текста как бытия сугубо семиотического, т.е. как движения исключитель­но в сфере означающего (signans) — вне какой бы то ни было отсылки к означаемому (signatum). Постмодер­нистская презумпция "пустого знака" (см. Пустой знак) и отказ от фигуры трансцендентального означаемого (см. Трансцендентальное означаемое) моделируют любые текстовые трансформации как движение в сфере означивания (см. Означивание). Контекстные значения, возникающие в своей множественности в процессе смысловой динамики текста, есть движение внутри тек­ста, в принципе не выводящее за его пределы: "в беско­нечности означающего предполагается ... игра, порож­дение означающего в поле Текста" (Р.Барт). Таким обра­зом, в содержании концепта "X." фиксируется характер­ная для постмодернизма интенция усматривать в языко­вых (и в целом семиотических) процедурах не проявле­ние целеполагающих действий субъекта, но феномены самодвижения текста (см. "Смерть Автора", "Смерть субъекта"). Процессуальность смыслопорождения мыслится постмодернизмом как феномен самодвижения текста, автохтонный и имманентный "разговор самого языка" с самим собой. Последний обладает несомнен­ным креативным потенциалом или, по выражению Кристевой, "безличной продуктивностью", за которой при­знается самодостаточный характер и имманентная спо-
1236
собность порождать семантические вариации означива­ния — независимо от субъекта письма и чтения (см. Диспозитив семиотический). — Кристева вводит по­нятие "письма-чтения" как условия возникновения структуры, которая не "наличествует, но вырабатывает­ся": внутри текста осуществляется автохтонная "тексту­альная интер-акция", выступающая в качестве механиз­ма, посредством которого "текст прочитывает историю и вписывается в нее". Соответственно, применительно к анализу человеческой субъективности постмодернизм смещает акценты в сторону признания значимости сфе­ры signans (в сравнении с традиционно доминировав­шим в классической культуре signatum) — вплоть до по­стулирования примата "судьбоносного означающего" над означаемым у Лакана. В этом контексте презумпция тотальной семиотичности бытия фиксируется Кристевой посредством понятия "X.": "если наше заимствова­ние термина "хора" связано с Платоном.., то смысл, вкладываемый нами в него, касается формы процесса, который для того, чтобы стать субъектом, преодолевает им же порожденный разрыв и на его место внедряет борьбу импульсов, одновременно и побуждающих субъ­екта к действию, и грозящих ему опасностью". Модели­руя процессуальность субъективности, Кристева ис­пользует понятие "X." для обозначения исходной "неэк­спрессивной целостности, конструируемой импульсами в некую постоянную мобильность, одновременно по­движную и регламентированную". Пытаясь прочертить взаимосвязи между "воображаемым" и "символичес­ким" (в лакановском смысле этих терминов), Кристева постулирует в качестве источника указанных выше "им­пульсов" не что иное, как "пульсационный бином "ли­бидо". Характерны в этом контексте и попытки Кристевой материализовать X. в "эрогенном теле", персонифи­цируемом в фигуре Матери ("X. разворачивается в теле и посредством тела Матери-женщины, но — в процессе означивания"), или в теле ребенка как ориентированно­го на Мать, знаково объективирующую все, что являет­ся для него предметом желания (см. Желание). В отли­чие от Кристевой, Деррида делает акцент на ином се­мантическом оттенке понятия "X.": прежде всего, он фиксирует такую характеристику ее пульсаторной про­цессуальности, как неподчиненность стационарному ритму (по его мнению, у Платона концепт "X." вводит­ся именно как альтернатива демокритовскому концепту "ритма" как жестко заданного). Важнейшим парамет­ром X. выступает, по оценке Деррида, имманентная ее способность версифицировать эволюционные перспек­тивы движущейся предметности, задавая своего рода точки ветвления возможной траектории процесса (ср. аналогичные "сеть" и "ветвящиеся расширения" ризо­мы — см. Ризома — у Делеза и Гваттари, "решетка" и
"перекрестки бесконечности" у Фуко, смысловые пере­крестки "выбора" у Р.Барта, "лабиринт" у Эко и Делеза, "перекресток", "хиазм" и "развилка" у Деррида, и т.п.). Как пишет Деррида, "все проходит через... хиазм... — ...род вилки, развилки (это серия перекресток, carrefour от лат. quadrifurcum — двойная развилка, qrille — ре­шетка, claie — плетенка, cle — ключ)". Важнейшим ис­точником переосмысления понятия "X." в данном клю­че выступает для постмодернизма трактовка Х.Л.Бор­хесом пространства событийности (см. Событий­ность) как "сада расходящихся тропок". — В контексте художественного сюжета Борхес фактически моделиру­ет механизм разворачивания событийности, который в современном естествознании осмыслен как бифуркаци­онный: "скажем, Фан владеет тайной; к нему стучится неизвестный; Фан решает его убить. Есть, видимо, не­сколько вероятных исходов: Фан может убить незвано­го гостя; гость может убить Фана; оба могут уцелеть; оба могут погибнуть, и так далее. Так вот, в книге Цюй Пэна реализуются все эти исходы, и каждый из них да­ет начало новым развилкам". — Последовательное на­низывание бифуркационных ситуаций, каждая из кото­рых разрешается принципиально случайным образом, задает сугубо вероятностный мир с принципиально не­предсказуемыми вариантами будущего (в синергетике подобный феномен получает название "каскада бифур­каций"): "в большинстве... времен мы не существуем; в каких-то существуете вы, а я — нет; в других есть я, но нет вас; в иных существуем мы оба. В одном из них. когда счастливый случай выпал мне, вы явились в мой дом; в другом — вы, проходя по саду, нашли меня мерт­вым... Вечно разветвляясь, время идет к неисчислимым вариантам будущего". Классическая мифология, нели­нейный характер которой широко обсуждается в совре­менной литературе (Ж.-П.Вернан, Голосовкер. В.Я.Пропп и др.), также обращает на себя пристальное внимание философии постмодернизма. В свете этого Деррида обращается в этом контексте к идее Ж.-П.Вернана о том, что "миф вводит в игру логическую форму, которую, по контрасту с непротиворечивой логикой фи­лософов, можно назвать логикой двойственности, дву­смысленности, полярности", — и в этом отношении "структурная модель логики, которая не была бы би­нарной логикой "да" и "нет", отличающейся от логики логоса", с очевидностью выступает для современной культуры в качестве "недостающего инструмента". Именно в этом контексте Деррида переосмысливает по­нятие "X.": как он пишет, "речь о хоре в том виде, в ка­ком она представляется, обращается не к логосу, при­родному или легитимному, но к некому гибридному, не­законнорожденному и даже развращенному рассужде­нию (logismo nolho)". Собственно, по оценке Деррида,
1237
уже "то, что Платон в "Тимее" обозначает именем "хо­ра", ...бросает вызов той "непротиворечивой логике фи­лософов", о которой говорит Вернан, — "бинарной ло­гике "да" и "нет". — В противоположность последней Деррида конституирует "паралогику", "металогику" или логику "сверх-колебания", которая не только осно­вана на "полярности", но даже "превышает поляр­ность". Движение внутри этой логики "сверх-колеба­ния" не подчинено линейным закономерностям и в силу этого возможные его перспективы не подлежат прогно­зу, который в современном естествознании обозначается как прогноз "от наличного": по словам Деррида, "в пла­не становления... мы не можем претендовать на проч­ный и устойчивый логос", а то, что в рамках классичес­кой терминологии имен оставалось логосом, носит прин­ципиально игровой характер ("скрывает игру"). Дерри­да предлагает интерпретацию X. как феномена снятия "колебательных операций бинаризма", и именно такой внебинарный logismo nolho и фундирует собою постмо­дернистский стиль мышления, основанный на ради­кальном отказе от бинарных оппозиций (см. Бина­ризм). (См. также Означивание, Пустой знак, "Смерть Автора", Трансцендентальное означаемое.)

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ХОРА» з дисципліни «Історія філософії: енциклопедія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Протоколи супутникових мереж
Проектне фінансування інвестиційних проектів
МЕТОДИКА ПРОЕКТУВАННЯ ЦІН НА БУДІВЕЛЬНО-МОНТАЖНІ РОБОТИ ТА ОКРЕМІ...
ВАРТІСТЬ ГРОШЕЙ
Комунікаційні сервіси Internet


Категорія: Історія філософії: енциклопедія | Додав: koljan (11.12.2011)
Переглядів: 659 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП