ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічні теми » Перехідна економіка

Особенности переходной экономики России
Начало преобразований в России было связанно с распадом СССР. Бывшие республики Советского Союза выступили за политическую неза-висимость. Поэтому выход для России был в провозглашении экономиче-ской независимости и самостоятельности в проведении реформ, то-есть стабилизация и реформистская политика в условиях формирования инсти-тутов национальной государственности. Это обусловило следующие осо-бенности переходной экономики России:
1) Необходимость первоочередного формирования институтов эко-номической самостоятельности государства – эмиссионной, кредитно-денежной, таможенной, фискальной, инвестиционной политики, соответ-ствующего законодательства и институтов. Основной упор в эмиссионной и кредитно-денежной политике делался на ограничение кредитов Цен-трального Банка правительству, их систематическое снижение; поддержа-ние низкого курса рубля; размещение на финансовом рынке государствен-ных ценных бумаг; ускоренное развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг.
2) Неразвитость рыночной инфраструктуры: до сих пор неразвит фондовый рынок, земельный рынок, рынок недвижимости, нет зерновых бирж. В связи с бедностью большинства населения его участие в формиро-вании рыночной экономики ограничивается ролью покупателей предметов потребления. Для формирующегося рынка России также характерны: вы-сокая степень монополизации; большое число посредников, что ведет к удорожанию продукции. Российский рынок – это рынок «повышенного риска» в связи с ненадежной системой взаиморасчетов. При низком уровне доходов населения рынок насыщен товарами (за счет предложения им-портных товаров в связи с либерализацией внешней торговли). Из-за не-развитости рыночной экономики цена предложения зачастую значительно превышает цену спроса. Качественные импортные товары недоступны большинству населения. Объем предложения существенно превышает объем спроса, что является следствием деформированной структуры про-изводства, доставшейся нам от командной экономики, и низкого уровня доходов населения.
Чтобы повысить темпы развития экономики, по мнению многих экономистов, следует поднимать оплату труда и тем самым стимулировать спрос. Именно такой шаг может стать звеном, способным вытянуть «це-почку» экономических проблем. В такой развитой стране, как США, доля оплаты труда в ВВП – около 60%. А что в России? ВВП составляет 10,0 трлн. рублей (2002г.). Оплата труда всех слоев населения – от рабочих и крестьян до учителей, врачей, ученых – 1,2 трлн. рублей, то есть 15%. Это крайне мало.
Конечно, повышение заработков может «разогреть» инфляцию. Од-нако эту опасность не следует преувеличивать. Даже если оплату труда поднять в три раза, то ВВП в этом случае увеличится на 3 трлн. рублей и, следовательно, инфляция составит 30%. Но при этом доходы людей и спрос на рынке возрастут кратно, стимулируя тем самым производство. Рубль, отданный потребителю отечественных товаров, запускает длинный процесс обращения в экономике.
Самый тяжелый пресс, который угнетает нашу экономику, - не сла-бая производственная база и не износ оборудования, а отсутствие платеже-способного спроса. Предприятия задыхаются без оборотных средств.
Низкая доля заработной платы в ВВП диктует относительно низкие цены на предметы первой необходимости. У нас самый дешевый хлеб, со-ответствующие цены на коммунальные платежи и электроэнергию. Цены на зерно на мировом рынке свыше 100 долларов за тонну, а у нас крестья-нин за него получает в 2-3 раза меньше. В то же время цены на технику, горючее достигли уровня мировых. Значит, оценка труда сельскохозяйст-венного рабочего занижена и при таком положении село всегда будет в стагнации.
Таким образом, доля оплаты труда в ВВП – ключевой момент разви-тия экономики и общества. Она должна быть на уровне 50-60%. Чтобы поднять эту долю нужно прежде всего принять законы, определяющие ми-нимальный уровень оплаты руда. А чтобы повышение заработной платы не привело к значительному повышению темпов инфляции необходимо ограничить конвертацию рубля в доллар. Это было сделано в свое время в таких странах, как Китай, Израиль, Тайвань, Южная Корея. Кроме того, необходимо внести изменения в налоговое законодательство. С 2001г. в России принята единая 13%-ная ставка подоходного налога, как с богатых, так и с бедных («плоская шкала»). Такая шкала применяется еще только в Эстонии и Парагвае. Весь остальной мир применяет прогрессивную шкалу налогообложения, на которую необходимо перейти и России. Это позволит улучшить пропорцию межу государственным бюджетом и ВВП. В на-стоящее время госбюджет составляет 18% от ВВП, в то время как в евро-пейских странах доля государственного бюджета составляет около 45% ВВП, в США – 40%, а в скандинавских странах – 60%.
Таким образом, нужно приводить макроэкономические параметры к общемировой норме. Без этого не будет подъема экономики, не будет со-циального благополучия, продолжится деградация социальной жизни и экологии.
3) Недостаток иностранных инвестиций в экономику России. По рас-четам экономистов, России необходимо не менее 30 млрд. долларов инве-стиций в год, а привлекается не более 4 млрд. долларов. Некоторые эко-номисты утверждают, что иллюзорны надежды на широкомасштабные иностранные инвестиции в реальный сектор российской экономики, так как велик риск потерять деньги, и нам надо рассчитывать только на свои силы и возможности. Иностранцы действительно не спешат вкладывать свои деньги в нашу промышленность, строительство, транспорт, то есть в реальный сектор экономики. Прямые зарубежные инвестиции в россий-скую экономику составили в 2001г. всего 3,9 млрд. долларов, что почти на 0,5 млрд. долларов меньше, чем в 2000г. А Китай, например, привлекает ежегодно более 40 млрд. долларов. В Китае зарегистрировано более 380000 предприятий с участием зарубежных фирм. На этом фоне приток денег в Россию кажется чахлым ручейком.
А без привлечения иностранного капитала стране будет трудно, мо-жет и невозможно перейти на траекторию устойчивого, долговременного и быстрого подъема. Расчеты экономистов показывают, что при ежегодном росте ВВП в пределах 2-4 процентов Россия будет не наверстывать упу-щенное, а наоборот, увеличивать отставание в развитии, уровне жизни от уходящих в отрыв государств Европы, Америки, Австралии, Японии. В том же Китае экономика растет ежегодно на 6-7 процентов. У нас прогно-зируется (по оптимистическому варианту) увеличение ВВП на 3,6: в 2002г. и на 4,4% в 2003г. В январе – апреле 2002г. общий объем инвестиций (рос-сийских и зарубежных) вырос на 1,6% по сравнению с аналогичным пе-риодом 2001г. Год назад этот показатель был на уровне 6,1%, то-есть тем-пы снизились почти вчетверо. Такая ситуация подтолкнула правительство принимать серьезные меры. Так, в правительстве обсуждалась идея амни-стии «сбежавших» капиталов россиян. Все вывезенные капиталы можно разделить на «белые», «серые» и «черные». «Белый» отток – это чистые, законно вывезенные деньги, не нуждающиеся в амнистии для возвраще-ния. В основе «черного « капитала лежит криминал – наркобизнес, торгов-ля людьми или оружием, терроризм. Возвращать в страну «грязные» день-ги нельзя - мировое сообщество нас не поймет.
Легализовать нужно капиталы, вывезенные по «серым» схемам. Это уклонение от налогов, нарушение валютного и таможенного законодатель-ства – вывоз за границу без лицензии Центрального Банка России, не воз-врат в срок валютной выручки, манипуляции с экспортно-импортными це-нами и т.д. За 1989-2001гг. «серый» отток составил около 100 млрд. долла-ров.
Правительство М. Касьянова предложило такую схему. Тот, кто за-платит с беглых денег подоходный налог, а затем переведет в наш банк хо-тя бы 25% всей суммы, сможет хранить остальные за рубежом с чистой со-вестью. Данная схема возврата беглых денег страдает существенными не-достатками. Во-первых, нет гарантий, что принудительно возвращенные 25% будут эффективно использованы. Во-вторых, сам факт принудитель-ного возращения денег отпугнет инвесторов.
Известный экономист, депутат Государственной Думы Александр Шохин предлагает иное решение проблемы. Деньги в страну пойдут толь-ко тогда, когда им перестанут мешать из нее уходить. Необходимых усло-вий возврата денег несколько:
1) либеральное налоговое законодательство. Шаг в этом направлении уже сделан – с 1.01.2001г. подоходный налог снижен до 13%;
2) либеральное валютное законодательство, упрощающее вывоз ка-питала за рубеж;
3) комфортный политический климат для бизнеса.
Впрочем, сразу вернуть 100 млрд. долларов невозможно. Ведь день-ги лежат не только в швейцарских банках – они вложены в недвижимость, в предприятия, акции. Быстро распродать виллы или компании можно только с убытком, а акции на миллиарды долларов сбыть невозможно из-за нестабильности фондового рынка.
С другой стороны, если деньги потекут к нам ручьем, куда их де-вать? Ведь «блудные» деньги нужно конвертировать. Потребуется эмис-сия, рублевую массу нужно будет как-то связывать, перекачивать в реаль-ный сектор. Если все капиталы дружно вернуться, экономика может рух-нуть.
Привлечение инвестиций в российскую экономику рассматривается правительством в качестве важнейшего источника для создания конкурен-тоспособности технической базы производства, формирует перспективу общего роста экономики России. Для этого необходимо создание условий, привлекательных для бизнеса. Нужны, во-первых, гарантии защиты прав собственности, включая эффективную судебную систему. Во-вторых, за-рубежных инвесторов пугает наша огромная чиновно-бюрократическая машина, все звенья которой поражены коррупцией. Кроме того, для улуч-шения предпринимательского климата необходимы выравнивание условий конкуренции, улучшение информационного обеспечения бизнеса, рефор-мирование банковского сектора. Объявлено, что решение этих задач явля-ется приоритетным для страны.
Необходимы гарантии сохранности денег иностранных инвесторов. Речь идет прежде всего о политических рисках (национализация предпри-ятий, изменение законодательства, увеличение налогов, запрещение выво-за валюты за границу и т.п.). Страхованием политических рисков сегодня не хочет заниматься ни одна страховая компания, так как велика степень неопределенности. Следовательно, гарантии сохранности вложенных в экономику денег должно дать правительство. Для этого нужно создать га-рантийный фонд.
4) Неприспособленность государственного аппарата России для ре-шения стратегических задач переходного периода. «Сегодня колоссальные возможности страны блокируются громоздким, неповоротливым неэффек-тивным государственным аппаратом» - подчеркнул в своем послании Фе-деральному Собранию в апреле 2002г. президент В.В. Путин. Работа бю-рократических структур плохо организована. Госаппарат должен быть эф-фективным, компактным и работающим. Необходима административная реформа. В частности, следует провести анализ ныне реализуемых госу-дарственных функций и сохранить только необходимые. Ведомства долж-ны быть лишены избыточных функций.
5) Недостаточная социально-страховая защита населения. В связи с этим правительство РФ в марте 2002г. приняло концепцию развития в стране страхования. Страхование от несчастных случаев и болезней станет теперь обязательным элементом социального пакета, предоставляемого работодателем при трудоустройстве. Хозяева частных предприятий не мо-гут больше игнорировать права граждан на страховую защиту.
Кроме социально-страховой защиты населения, правительство вво-дит нормы обязательного страхования, к которым отнесено страхование от аварий техногенного характера. Строго обязательным для бизнеса стано-вится страхование зданий и сооружений от пожаров и стихийных бедст-вий, а также страхование от крупных аварий при перемещении грузов. Концепция развития страхования содержит требование обязательной стра-ховой ответственности при производстве строительно-монтажных работ, где третьим лицам может быть причинен ущерб. Здесь предусмотрен дос-таточно широкий круг профессий, среди которых врачи, риэлторы, юри-сты, аудиторы и работники других профессий, занятых индивидуальным бизнесом. Концепция предполагает развитие добровольного и личного страхования. В последнем приоритет отдается классическому страхованию жизни и пенсионному страхованию.
Дополнительным стимулом в развитии страхования будет допуск на страховой рынок иностранных страховых компаний. Кроме того, концеп-ция предполагает увеличение минимального размера уставного капитала страховых компаний до 40-60 млн. рублей, формируемого исключительно в денежной форме.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Особенности переходной экономики России» з дисципліни «Перехідна економіка»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит резервного капіталу
Аудит нерозподіленого прибутку
ПРИЧИНИ ІНФЛЯЦІЇ
Постаудит
Послуги стільникових мереж


Категорія: Перехідна економіка | Додав: koljan (06.10.2011)
Переглядів: 885 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП