ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Міжнародні відносини » Дипломатична служба

Кадровая ситуация в системе дипломатической службы
Кадры — основной (штатный, постоянный) состав квалифицированных работников, обладающих определенным социально-правовым статусом и состоящих в постоянных трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями и организациями. В системе МИД — это оперативно-дипломатический и административно-технический состав.
Деятельность, направленная на отбор, найм и расстановку профессионально подготовленных, добросовестных, высоконравственных работников, призванных в рамках действующего законодательства и должностных полномочий вносить достойный вклад в эффективное осуществление функций Министерства иностранных дел называется кадровым обеспечением дипломатической службы. Оно включает разработку нормативно-распорядительной документации по управлению кадровыми ресурсами дипломатической службы; рациональную расстановку кадров, планирование их перемещения и ротации; профессионально-должностное развитие персонала дипломатической службы путем профессиональной переподготовки и повышения квалификации; обеспечение надлежащей социально-экономической и правовой защиты работников; стимулирование качества и результативности их труда.
Эффективность кадрового обеспечения определяется тем, насколько государство и МИД удовлетворены деятельностью аппарата дипломатического ведомства, насколько достигнутые результаты соответствуют стоящим внешнеполитическим задачам. С учетом, конечно материально-финансовых и интеллектуально-физических затрат. В этом контексте понятно, какое огромное значение для успешности дипломатической службы имеют точная оценка кадровой ситуации в ведомстве, грамотный учет отечественного и мирового опыта управления персоналом.
Все вышеперечисленные параметры и ориентиры вбирает в себя кадровая политика МИДа, главный приоритет которой — рациональное и максимально полное использование профессионально-квалификационного потенциала кадров дипломатической службы. Ее задачи могут быть сформулированы следующим образом:
1) выработка стратегических направлений развития дипломатической службы с учетом тенденций и перспектив развития российского общества и изменений, происходящих в мире;
2) оптимизация штатной структуры и численности кадров дипломатической службы, обеспечение сбалансированности их обновления и ротации;
3) укрепление дипломатической службы профессионально и нравственно подготовленными специалистами, готовыми высококачественно исполнять должностные обязанности, своими делами и повседневным поведением способствовать росту авторитета российской дипломатии и государства в целом;
4) создание необходимых организационно-правовых, социальных и материальных предпосылок успешного прохождения службы, исключающих возможность нарушений трудовой дисциплины, злоупотреблений служебным положением;
5) поддержание в трудовых коллективах здорового морально-психологического климата, обеспечивающего эффективное исполнение служебных обязанностей, развитие творческого потенциала работников;
6) развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, формирование благоприятных условий для профессионального роста каждого работника;
7) внедрение современных технологий отбора, назначения и ротации кадров на основе личных заслуг и достижений.
Реализация перечисленных задач основывается на принципах научной обоснованности, законности, комплексности и демократичности организации и функционирования дипломатической службы. Они же предопределяют сведение к минимуму практики замещения вакантных должностей в порядке назначения и переход к приему на службу на конкурсной основе или в порядке выдвижения из резерва; использование кадров в строгом соответствии с их квалификацией и практическим опытом; регулирование взаимных обязательств между работником и работодателем (государством в лице МИДа) нормами законодательства о труде и государственной службе, Правилами внутреннего трудового распорядка для работников МИД России , должностными инструкциями и трудовыми договорами.
Ныне кадровая ситуация в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации стабилизировалась, причем как в количественном, так и качественном отношениях. Центральный аппарат МИД и загранучреждения России в основном укомплектованы высококвалифицированными и опытными кадрами. Хотя, по-прежнему, остается актуальной задача создания надлежащих предпосылок для более эффективного использования интеллектуально-профессионального потенциала дипломатической службы, существенного увеличения работников, способных меньшим числом, не снижая качества, обеспечивать больший объем работ. А то, что эти объемы в условиях глобализации и обострения конкуренции в межгосударственных отношениях будут расти, ни у кого сомнения не вызывает.
Дипломатическая служба стала весьма привлекательной для молодежи. Год от года растет число желающих поступить на дипломатическую службу, причем в условиях, когда требования к их квалификации становятся более строгими. Например, в 2000 г. из 215 рекомендованных выпускников вузов на работу в МИД была отобрана лишь половина, в том числе 25% молодых специалистов, получивших дипломы с отличием.
По имеющимся экспертным оценкам, сложившийся ныне численный состав и должностная структура российского внешнеполитического ведомства оптимальны, хотя определенные резервы дальнейшего их совершенствования существуют, особенно в части своевременного замещения квалифицированными кадрами вакансий в загранучреждениях и представительствах МИДа на территории Российской Федерации.
В настоящее время в системе внешнеполитической деятельности России занято 3836 государственных служащих дипломатической службы, в том числе в центральном аппарате МИДа — 1584, в загранучреждениях — 2252 человек. В представительствах Министерства в субъектах Российской Федерации занято 217 человек. Причем повсеместно преобладают мужчины — на дипломатической службе их более 87%. Укомплектованность штатов центрального аппарата составляет 95%, загранучреждений 65%, представительств на территории страны — 56% . Здесь дефицит подготовленных кадров ощущается особо.
Отток кадров сохраняется в пределах «естественного фона» и не превышает ста человек в год, из которых примерно треть оставляют дипломатическую службу в связи с выходом на пенсию. Около половины увольняются по собственному желанию.
Основными факторами стабилизации и достаточно эффективного использования сложившегося кадрового потенциала МИД, по мнению самих дипломатических работников, являются наметившаяся тенденция роста престижности труда в системе внешнеполитического ведомства, наличие реальных возможностей для самореализации личности на дипломатическом поприще, гарантированность в большинстве случаев объективной оценки труда и личных достижений работника. Повышению привлекательности дипломатической службы в значительной мере способствует также укрепление ее нормативно-правовой базы, постепенное повышение уровня материального обеспечения сотрудников.
Кадровый потенциал дипломатической службы имеет свою структуру, свою систему показателей и индикаторов. С точки зрения количественных параметров, это:
общая численность работников министерства;
численность дипломатических работников центрального аппарата и представительств МИДа на территории Российской Федерации;
численность работников, в том числе государственных служащих в дипломатических и консульских учреждениях в зарубежных странах и представительствах при международных организациях;
численность работников, находящихся в резерве, в том числе прошедших обучение в рамках дополнительного профессионального обучения.
С точки зрения качественных параметров, это состав служащих по должностям, возрасту, стажу работы в системе государственной, в том числе дипломатической службы, уровню и профилю образования.
Главное внимание при отборе на службу и продвижении по служебной лестнице обращается на уровень профессионализма и квалификации кадров, прежде всего с точки зрения наличия соответствующего высшего образования, владения иностранными языками, опыта работы по специальности, знания Конституции и законодательства Российской Федерации применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей.
О высоком профессиональном и интеллектуальном потенциале российского дипломатического корпуса убедительно свидетельствуют следующие данные:
Практически 100% дипломатических и консульских работников центрального аппарата и загранучреждений МИД России имеют высшее образование. Для сравнения: в федеральных министерствах и ведомствах этот показатель не превышает 83%.
Большинство работников дипломатической службы получили образование в специализированных вузах, прошли соответствующую профессиональную переподготовку, закончили курсы повышения квалификации .
Более 1000 человек (примерно 33%) имеют международно-правовую, международно-экономическую или международно-информационную подготовку. Немало работников, специализирующихся в сфере международных экологических стандартов, борьбы с международным экстремизмом, специалистов в области информационных технологий.
Таким образом, в системе внешнеполитической деятельности страны практически отсутствуют работники без специальной профессиональной подготовки, которая нормативно установлена соответствующими квалификационными требованиями. Правда, сказанное пока не совсем применимо к кадровому потенциалу представительств МИД на территории Российской Федерации. Здесь немногие закончили МГИМО(У) и Дипломатическую академию МИД России, получили необходимое дополнительное профессиональное образование соответствующего профиля. Многие не обладают нужным стажем и опытом дипломатической работы, нуждаются в серьезной профессиональной переподготовке.
Как положительную можно расценить наметившуюся в последние годы тенденцию увеличения среди дипломатических работников лиц, имеющих ученые степени и звания. Ныне среди них 29 докторов наук, каждый одиннадцатый — кандидат наук. Двумя иностранными языками на оперативно-профессиональном уровне владеют почти полторы тысячи сотрудников, тремя и более — почти 400 человек.
В управлении персоналом дипломатической службы появилось больше стратегической продуманности, взвешенности, фундаментальности. Ныне на дипломатической службе занято работников в возрасте до 30 лет — 18,1% (по системе федеральной исполнительной власти — 21,3%); от 31 до 40 лет — 17,8% (по системе федеральной исполнительной власти — 25,7%); от 41 до 50 лет — 28,5% (по системе федеральной исполнительной власти - 33,3%); от 51 до 60 лет — 28,6% (по системе федеральной исполнительной власти — 17,9%); свыше 60 лет — 0,7% работников (по системе федеральной исполнительной власти — 1,8%).
Подавляющее большинство работников дипломатической службы — люди среднего, наиболее продуктивного в трудовом, отношении возраста. Средний возраст дипломатических служащих — около 45 лет. Сотрудники в возрасте до 40 лет составляют 36% — с этой точки зрения резерв укрепления кадрового потенциала ведомства неплохой, даже, несмотря на то, что в Министерстве наблюдается определенная возрастно-должностная асимметрия. Большинство молодых сотрудников занимают младшие и старшие должности. На главных и высших должностях молодых работников немногим более 5—6% (по системе федеральных органов исполнительной власти в целом — 4,5%).
По традиции в системе Министерства занято немало сотрудников предпенсионного и пенсионного возрастов. Такая ситуация в определенном смысле тормозит процесс преемственности, передачи профессионального опыта от старших поколений к младшим. За последние пять лет аппарат МИД даже «постарел» — количество тех, кто имеет предельный возраст пребывания на государственной службе, в центральном аппарате достигло 100 человек. Хотя этот факт имеет и свои положительные стороны: профессионально решать вопросы современной международной политики может только человек, обладающий хорошими знаниями, разносторонней компетентностью, немалым жизненным и профессиональным опытом. А они объективно не могут быть присущи вчерашнему выпускнику вуза или специалисту, недавно пришедшему на работу во внешнеполитическое ведомство.
Распределение кадров по стажу работы в МИД и (для сравнения) в системе федеральных органов исполнительной власти показано в следующей таблице (в %):

По МИД
По системе федеральной исполнительной власти
Всего 100% 100%
в том числе:
до 1 года 4,3 6,5
от 1 до 5 лет 15,0 22,0
от 5 до 10 лет 25,6 34.5
от 10 до 15 лет 14,7 14,1
свыше 15 лет 40,4 22,9

Как видим, более 40% государственных служащих дипломатического ведомства России обладают солидным стажем профессиональной деятельности — 15 и более лет. Причем это касается всех категорий и групп должностей. Пребывание на одной должности не превышает 4—5 лет, что вполне приемлемо для успешного дипломатического служащего. Стаж дипломатической службы руководство Министерства рассматривает в качестве важнейшего фактора обогащения профессионального опыта, преемственности сложившихся традиций, формирования здорового духа корпоративизма,
Наличие сильного кадрового потенциала — результат многолетнего проведения в жизнь принципа профессионализации дипломатической службы. 6 Министерстве давно поняли, что только профессионализм, всесторонняя образованность, сохранение и приумножение здоровых традиций российской дипломатии определяют успех дела, что политико-дипломатическая компетентность, исполнительская культура и организованность приходят с годами, являются плодом многолетних усилий.
Заслуги дипломатических работников высоко оцениваются руководителями государства. Только в 2000 г. 37 сотрудников министерства были удостоены государственных наград, восьми объявлена благодарность Президента Российской Федерации. Почетное звание «Заслуженный работник дипломатической службы Российской Федерации» присвоено четырем видным дипломатам. 57 сотрудников награждены Почетными грамотами МИД России. По итогам аттестации 850 сотрудникам были присвоены очередные дипломатические ранги. Такая практика стала доброй традицией и существенно влияет на эффективность дипломатической службы.
Предмет особой заботы руководства министерства — ветераны, вышедшие в отставку дипломаты. Организация ветеранов войны и труда МИД насчитывает около 2 тыс. человек. В их числе 209 послов, 229 посланников, 435 советников в отставке. 816 членов организации — ветераны Великой Отечественной войны.
С утверждением «Положения о работе с ветеранами дипломатической службы в МИД России», введенного приказом по министерству от 1 декабря 1999 г., № 14329, более системной стала работа по обеспечению «преемственности и поддержанию традиций российской дипломатической службы». Более конкретными, адресными и предметными стали меры по оказанию материальной помощи и социальной поддержке ветеранов, реализации прав и льгот бывшим сотрудникам министерства, организации их медицинского, санитарно-курортного и лечебно-профилактического обслуживания.
Работа с ветеранами строится на индивидуальной основе и при строгом соблюдении принципов социальной справедливости, демократизма и гуманности, является непосредственной служебной обязанностью руководства МИД и его департаментов. Каждый из департаментов имеет группу своих ветеранов, которые, как правило, объединены в первичные организации. Таким образом, работа с ветеранами дипломатической службы стала неотъемлемой частью кадровой работы министерства, способствует повышению самоуважения сотрудников, обеспечивает сохранение профессионального опыта, преемственности поколений дипломатической службы.
Происходящие в последний период позитивные сдвиги в кадровом обеспечении Министерства обусловлены многими факторами. Главный же результат этих изменений — реальные достижения во внешней политике. Но есть немало проблем и нерешенных задач. Впереди еще немало работы по оптимизации структуры аппарата и внедрения более гибких технологий отбора, расстановки, оценки и ротации кадров. Серьезная работа предстоит по борьбе с консервативными традициями, по внедрению долгосрочного планирования кадровых процессов, выработке более строгих критериев оценки деятельности служащих на основе их личного трудового вклада и отношения к порученному делу.
Перечень такого рода проблем можно продолжить. Ответы на них обязательно будут найдены. России сегодня нужна не ординарная дипломатическая служба, а служба авторитетная, эффективная, построенная на принципах стабильности, профессионализма и высокой нравственности.
Основные направления развития кадрового потенциала дипломатической службы следующие:
— разработка научно обоснованных краткосрочных и долгосрочных прогнозов потребности ведомства в специалистах нового поколения в разрезе всех специальностей и специализаций;
— забота о всестороннем развитии личности дипломатического работника, причем не только с точки зрения его профессионализма и нравственных качеств, но и удовлетворения его материальных и духовных потребностей;
— создание благоприятных организационно-правовых, социальных и материальных условий прохождения службы в соответствии с российским законодательством;
— поддержание в коллективах подразделений центрального аппарата и загранучреждений морально-психологического климата и служебных отношений, обеспечивающих эффективное исполнение служебных обязанностей и способствующих развитию творческого потенциала работников;
— оптимизация ведомственной сети подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации дипломатических кадров.
Успешная реализация перечисленных задач может быть обеспечена, как свидетельствует опыт, лишь на принципах научности, конкретно-исторического подхода, комплексности, открытости и демократичности. Они же и определяют характер основных требований, предъявляемых к государственным служащим и техническим работникам, находящимся на службе в МИД.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Кадровая ситуация в системе дипломатической службы» з дисципліни «Дипломатична служба»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Стандарти ISDN
Действие и противодействие
Інструменти забезпечення повернення банківських кредитів
Перевірка формування і змін власного капіталу
Аналізатори протоколів


Категорія: Дипломатична служба | Додав: koljan (26.05.2013)
Переглядів: 752 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП