ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія військових моряків: психологічний стан

Индивидуальное своеобразие и типичность психических состояний моряков в походе
Управление психическими состояниями военных моряков, так же как и другими индивидуальными и социально-психологическими явлениями, невозможно без их анализа и обобщения по времени и качественным показателям. Для принятия действенных мер по предупреждению отрицательных и формированию положительных психических состояний необходимо знать, когда и в какой период плавания, какие по содержанию из них наиболее вероятны. Командиры и офицеры-воспитатели пытаются ответить на эти вопросы, путем тщательного анализа своей работы, выделяя притом наиболее сложные ее периоды. Однако в отчетной документации и в обобщенном опыте по этой проблеме нет еще определенной точки зрения. Так, в одном из отчетов за поход БПК подчеркивается, что каждый период плавания имеет свои особенности. Через три — четыре месяца пребывания в море в работе с личным составом первостепенное значение приобретает проблема психологической устойчивости. Из этого утверждения видно, что необходимость заставляет выделять определенные, наиболее трудные периоды плавания по преобладающим психическим состояниям личного состава. Офицер-воспитатель другого БПК сделал попытку опытным путем разграничить эти периоды. Он пишет, что в беседах с командирами подразделений, старшинами и активистами для подготовки настоящего опыта высказывались неодинаковые мысли о трудностях организации и проведения воспитательной работы в дальнем походе. Одни из них высказываются, что наиболее тяжелый период начальный, когда личный состав еще не втянулся в ритм длительного плавания, особенно если на корабле много новичков, никогда не ходивших в походы. Другие считают, что наибольшую сложность представляет заключительный период, когда ощущается усталость многомесячного пребывания в море. По-видимому, и те и другие правы. Трудности возникают не только в начале, но и в конце похода, а также и в то время, когда кое-кому вскружит голову успех, а отдельные неудачи могут вызвать неуверенность в своих силах и способностях экипажа корабля. В целом практика показывает, что в длительном плавании постоянно (от выхода из базы и до возвращения к родному причалу) нужна высокая собранность, бдительность, ответственность, предметная и действенная воспитательная работа.
Соглашаясь с этим выводом, необходимо все же отметить, что более или менее верное определение наиболее трудных периодов плавания, вызывающих высокое психологическое напряжение личного состава, имеет большое практическое значение. В связи с этим в период длительного плавания было проведено исследование динамики психических состояний у личного состава надводного корабля. В ходе исследования, явно выраженные психические состояния фиксировались ежедневно и учитывались по отдельным группам (положительные и отрицательные) ежемесячно. Обобщенные количественные данные представлены в Таблице №1.
Таблица № 1
Характеристика психических состояний Начальный период Средний период Конечный период
Положительные психические состояния в процентах ко всем положительным психическим состояниям за поход
Активность, приподнятость 10 10,2 16,6
Оптимизм, бодрость, жизнерадостность 9 9,2 10
Деловая сосредоточенность, высокая работоспособность 9 15,4 10,6
Отрицательные психические состояния в процентах ко всем отрицательным психическим состояниям за поход
Сильная грусть, тоска, скука 24,2 4,1 20
Повышенная нервозность, раздражительность 21,3 9,4 13,5
Рассеянность, равнодушие, пессимизм 5 2,5 -

Таблица №1 позволяет более полно судить о соотношении положительных и отрицательных психических состояний в зависимости от периодов плавания. Конечно, само по себе это соотношение еще не может дать полного представления об их количественной характеристике и, что самое главное, о том влиянии, которое они оказывают на деятельность личного состава, на выполнение задач плавания. Следует иметь в виду, что отрицательные состояния моряков проявляются в их действиях и поступках в зависимости от общей социально-психологической атмосферы в коллективе. В практике длительных плаваний известны не единичные примеры, когда в обстановке высокого душевного и трудового подъема личного состава отрицательные психические состояния отдельных моряков хотя и снижали результаты их служебной деятельности, но не сказывались на действиях всего экипажа. Более того, в этих условиях и проявляются они в конкретном поведении чаще всего в форме лишь отдельных случаев, не нарушающих общую тенденцию. Однако необходимо учитывать, что сила их влияния во многом зависит также от личностных качеств воинов, их служебного положения и социальной роли в коллективе. Возможны и такие случаи, когда состояние пессимизма или апатии одного человека вызовет цепную реакцию и наложит глубокий отпечаток на действия всего экипажа.
Как видим из Таблицы №1, преобладающими психическими состояниями на корабле во все периоды похода были те, которые имели положительную направленность даже в период наивысшей психологической напряженности, когда было зафиксировано 24,2% различных отрицательных психических состояний у 31 процента численности экипажа корабля. В остальное время они проявлялись у 5—6 процентов личного состава, за исключением последнего периода, когда их количество вновь поднимается и затрагивает до 20 процентов численности экипажа. Если считать, что состояние высокой психологической напряженности или ностальгии в ее наиболее отрицательном значении проявляется в различных формах повышенной раздражительности и нервозности, то в наиболее сложный период плавания оно было зафиксировано у 22 процентов личного состава. Интересно отметить, что у офицеров и мичманов оно наблюдалось у 29 процентов к их численности в экипаже корабля. По нашему мнению, это объясняется комплексом различных причин. Среди них главное заключается в том, что на офицерах и мичманах лежит огромная ответственность не только за себя, но и за своих подчиненных. Кроме того, они в своем большинстве имеют семьи, что, безусловно, оказывает определенное воздействие на их внутренний мир. Следует учитывать более сильное проявление у них физиологического фактора, вызванного перерывом в брачных отношениях. Замечено, что особенно сильно он проявляется через месяц—полтора после выхода в поход и во время возвращения в базу.
Анализ данных, представленных в Таблице №1, свидетельствует, что, как и в других условиях жизни и деятельности, психические состояния моряков весьма многообразны. Они охватывают широкий круг их внутренних отношений, в которых выражается вся неповторимость индивидуальных личностных особенностей, совокупность социальных (коллективных) факторов и объективных условий окружающей обстановки. К тому же в жизни психические состояния выступают не только как однозначные и четко обозначенные психологические явления, но и в совокупности нескольких состояний, зачастую противоречивых и прямо противоположных. Матрос на вахте, к примеру, может находиться в состоянии высокой сосредоточенности, на которое накладываются различные переживания: тоска по Родине, уныние, скука. Равнодействующая этих переживаний может означать общее состояние слабого внимания, рассеянности, безразличия. А возможна и обратная комбинация, когда эти же самые переживания усилят состояние высокой бдительности на вахте. Вместе с тем все это подчиняется одинаковым воздействиям объективной походной обстановки, определенным образом упорядочивается по периодам похода и сводится к сравнительно ограниченному числу наиболее характерных в данных конкретных условиях состояний, что дает возможность эффективно влиять на их формирование и развитие.
Типичность психических состояний заключается в том, что их характеристика в длительном плавании у всего личного состава примерно одинакова, а многие из них свойственны только морякам. Только на корабле, находящемся в длительном плавании, человек может пережить то, что называется психическим состоянием моряка. И даже у этого же человека на берегу никогда не возникнет такого состояния, какое было в океане.
Наиболее отчетливо типичность психических состояний моряков проявляется в их содержании и динамике, в частности в их смене по периодам похода. Эта смена не случайна, она обусловлена различием решаемых кораблем задач и объективной обстановкой плавания. Хотя сами периоды на разных кораблях и в различных районах неодинаковы, тем не менее, в большинстве случаев весь поход, как правило, подразделяется на переход в район, выполнение поставленных задач и возвращение в базу.
Подвижность и устойчивость психических состояний, как известно, определяются психическими свойствами личности, удовлетворением ее физиологических и духовных потребностей, состоянием здоровья и окружающей микросредой. Все эти составляющие, в том числе и некоторые свойства личности, во многом зависят от периодов похода. Поэтому командиры могут заранее планировать мероприятия по формированию таких психических состояний подчиненных, которые в наибольшей степени будут соответствовать выполняемым задачам (что в большинстве случаев и делают наиболее опытные из них). Можно также предусмотреть работу по предотвращению возникновения и развития отрицательных психических состояний, типичных для данного периода плавания.
В нашем исследовании выделены следующие наиболее типичные психические состояния моряков в зависимости от периодов плавания.
В первый период, когда корабль только отошел от стенки, и у каждого члена экипажа еще звучат в ушах выступления товарищей на прощальном митинге и душа полна музыкой марша, под звуки которого отдавались швартовы, это состояние обретает форму порыва, безграничной бодрости, безудержного стремления вперед, в океан, на выполнение боевой задачи. Моряка переполняет особая гордость за свой корабль. Он стремится все сделать так, как требует устав.
Такое состояние — закономерный результат морально-психологической подготовки личного состава, формирующей в психологии коллектива установки на преодоление неизбежных трудностей похода. В личностном плане эта коллективная установка переживается как состояние беспокойства за успешное решение задач плавания и ожидания того неизвестного, неожиданного, что может произойти в океане. В зависимости от конкретной личности, от опыта службы на кораблях это ожидание проявляется по-разному: от повышенной сосредоточенности, пунктуального выполнения своих обязанностей до некоторой неуверенности и даже растерянности. «Неуверенность,— пишет А.М. Столяренко,— отрицательное психическое состояние главным образом эмоционального содержания, представляющее собой реакцию на понимание сложной боевой обстановки, ожидаемые трудности, противодействие противника и оценку собственных возможностей как недостаточных для решения боевой задачи. Это своеобразная форма страха перед неудачей, поражением, ответственностью и их последствиями. Она обостряется, если недостаточно развиты направленность личности военного моряка, его умственные и волевые качества, эмоциональная устойчивость, если у него низкая психологическая подготовленность, отсутствует боевой опыт, недостает мастерства.
Появлению неуверенности способствуют недооценка своих возможностей и переоценка возможностей противника, плохая сплоченность экипажа, не авторитетность командиров и неумелое руководство. Неуверенность приковывает внимание к трудностям, элементам опасности, усиливает оборонительную установку, порождает чувство обреченности, нерешительность, недостаточную настойчивость в решении боевых задач, снижает внутреннюю мобилизованность» [23, С. 299—300].
Психическое состояние неуверенности чаще всего свойственно молодым воинам, впервые участвующим в походе. Но бывает, что оно охватывает и опытных моряков, особенно если экипаж отработан слабо, корабельная служба организована недостаточно четко, плохо решаются промежуточные задачи плавания.
На отдельных кораблях в результате низкой организации боевой подготовки экипаж длительное время не может отработать и сдать те или иные курсовые задачи. Наконец они принимаются, корабль выходит в длительное плавание, но не все причины слабых действий экипажа своевременно устранены. В обычных учебных условиях эти недочеты незаметны, но в сложном плавании, при высоком напряжении физических и моральных сил моряков они проявляются в постоянно усиливающемся состоянии неуверенности у недостаточно закаленных воинов. Иногда оно охватывает и некоторых молодых офицеров. Прибыв на корабль, они, как правило, стараются своевременно сдать зачеты на право самостоятельного управления своим подразделением. Бывает, что при этом они допускают ошибки, не все делают так, как требуется. Если в это время молодой офицер не получит необходимой помощи со стороны своих старших товарищей и в то же время подвергнется дисциплинарным взысканиям за допущенные промахи и ошибки, у него могут появиться признаки неуверенности в своих силах. В походе такой офицер не проявляет необходимой для сложных условий самостоятельности, боится принимать собственные решения, стремится действовать лишь по приказанию. Его нерешительность и неуверенность оказывают отрицательное влияние на действия подчиненных.
Состояние ожидания, беспокойства и некоторой тревоги в первый период похода усиливается переживаниями, связанными с воспоминаниями о разлуке с родными, знакомыми, друзьями. С течением времени у большинства моряков эти воспоминания стираются, сменяются лишь налетом легкой грусти, от которой моряк избавляется активным участием в жизни корабельного коллектива. У некоторых моряков эти воспоминания дополняются все более новыми подробностями о своей семейной жизни, положении семьи, ее устроенности, материальной обеспеченности, бытовых условиях и т. п. У отдельных моряков состояние грусти по семье усиливается и перерастает в состояние изматывающей тоски, повышенной раздражительности, замкнутости.
В этом периоде похода ряд отрицательных состояний моряков сливаются в несвойственное им в других условиях общее состояние повышенной психологической напряженности. Оно может возникать и в другие периоды похода, но имеет более ограниченную по времени продолжительность и некоторое своеобразие. Отличительными чертами этого состояния являются явное преобладание, чувственной основы в его возникновении и развитии, сужение сферы влияния сознательного фактора и волевого регулирования. Оно может явиться причиной различных нарушений, упущений по службе и дисциплинарных проступков.
Во втором периоде похода у членов экипажа появляется больше уверенности, практически обоснованной убежденности в успешном решении поставленных задач. Состояние высокого морального подъема приобретает определенную устойчивость и стабильность. Оно уже выступает не в виде порыва к действию, а в форме спокойного, уверенного оптимизма, высокой деловитости и работоспособности, инициативы и активности. Успешному плаванию способствует целенаправленная воспитательная работа, в результате которой в психологии коллектива корабля приобретают особую значимость морально-боевые установки, мнения, чувства и настроения. Поэтому характерным типичным состоянием личного состава в это время является высокое боевое возбуждение. Оно проявляется во всех областях жизни экипажа, особенно в служебной деятельности, в несении ходовых вахт, в работе по поддержанию боевой техники и оружия в немедленной готовности к действию. Состояние высокого боевого возбуждения является как бы вершиной, у основания которой расположены те фундаментальные психические состояния, которые определяются мировоззрением, морально-боевыми, деловыми и морскими качествами личности моряка. Устойчивость и стабильность этого состояния во многом зависят также от успешности выполнения поставленных перед кораблем задач, от умения командиров кораблей и подразделений показать личному составу их высокую значимость, мобилизовать силу моряков на преодоление трудностей плавания. Особую роль играет пропаганда успешных действий передовиков службы, отличившихся при несении ходовых вахт и выполнении повседневных задач боевой подготовки.
Существенно изменяются психические состояния, обусловленные коммуникативно-бытовыми факторами. Это объясняется тем, что за время перехода в назначенный район личный состав полностью адаптируется к походной обстановке, привыкает к установленному режиму повседневной жизни, приобретает определенный опыт совместной деятельности в различных условиях плавания. К этому времени во взаимоотношениях все большее значение приобретают элементы уважения, глубокого понимания общих задач, доверия друг к другу, традиционных у моряков качеств коллективизма, дружбы и взаимопомощи. Все это способствует формированию в экипаже здоровой, деловой психологической атмосферы, которая играет существенную роль в снятии той особой эмоциональной напряженности, которую наиболее сильно переживают некоторые моряки после полутора-двухмесячного плавания. А это в свою очередь оказывает существенное воздействие на деятельность личного состава при несении вахт и выполнении других обязанностей по службе.
Отличительными чертами психических состояний второго периода похода являются преобладание личностного (субъективного) фактора в их формировании и более активная роль волевого регулирования. Осознание личным составом особой значимости выполняемых кораблем задач положительно сказывается на всех сторонах жизни экипажа, в том числе и на его психологии. Оно отражается в своеобразии психологических установок, отношений и общественного мнения, в направленности социальных чувств и настроений. Психические состояния становятся в определенной степени осознанными и в связи с этим лучше поддаются волевым воздействиям. Успешное решение задач длительного плавания является тем центром, вокруг которого концентрируются вся жизнь и деятельность личного состава, в том числе психология коллектива и личности вообще, психические состояния моряков в частности.
Третий период похода — возвращение корабля в базу — в зависимости от удаления района выполнения задач может продолжаться до двух и более месяцев. Здесь возникают другие особенности в психических состояниях моряков. В них ярче проявляются противоречивые тенденции, сочетаются положительные и отрицательные факторы. Наиболее характерным для этого периода является состояние глубокого удовлетворения выполнением задач и общего внутреннего подъема. Основой его, как и во всех других областях деятельности, являются духовная удовлетворенность, патриотизм, идейная убежденность. Однако в этот период состояние подъема протекает на особом фоне. Корабль идет в базу, впереди желанная встреча с родными, заслуженный отдых. Сама собой возникает направленность установок, мнений, стремлений личного состава не на поход, а на скорейшее возвращение домой. И, несмотря на то, что впереди еще большой путь, длительное плавание, трудные испытания, в экипаже могут появиться тенденции недооценки этих факторов, что приведет к формированию состояний успокоенности и самоуверенности. Их возникновение и развитие основываются на недостаточно осознанных установках психологии коллектива, являющихся объективным отражением самого факта возвращения корабля в базу в эмоционально чувственной области психики. Возникнув в форме эмоции и превратившись в неясное социальное чувство, такая установка выступает как основа для состояний самоуспокоенности и зазнайства. На флоте широко известно, какой большой вред боеготовности приносят эти состояния. Они приводят к потере бдительности, порождают поверхностное отношение к выполнению обязанностей на вахте. Из опыта Великой Отечественной войны известно, что некоторые корабли погибали именно в период возвращения в базу, что в определенной степени объясняется подобными психическими состояниями.
Исследование этой проблемы свидетельствует также о том, что большинство различного рода аварий и предпосылок к ним в период похода происходит при возвращении корабля в базу. Это известно каждому моряку. Поэтому на кораблях должна непременно проводиться специальная работа по предупреждению таких случаев. Необходим тщательный анализ конкретных возможностей безаварийного плавания и причин, приводящих к аварийным ситуациям. Нередко же на кораблях все дело ограничивается лишь разъяснением необходимости предупреждения аварийных ситуаций, но не вскрываются социально-психологические причины, лежащие в их основе, слабо разрабатываются и проводятся меры по их предупреждению и преодолению.
В третий период похода на первый план у многих моряков выдвигается состояние ожидания возвращения домой как заблаговременная установка к предстоящим условиям жизни и деятельности. Оно является типичным для всех моряков в походе. Для него характерны, прежде всего, нетерпение к медленно текущему времени, желание ускорить наступление срока возвращения корабля в базу. Но законы походной жизни неумолимы, и не в силах личного состава изменить их. Корабль изо дня в день идет по заданному курсу и соблюдает заданную скорость. Однообразие событий, надоевший вид океана, усталость моральная и физическая усиливают отрицательное воздействие этого состояния. В зависимости от индивидуальных психологических качеств моряка оно проявляется в этот период по-разному, но чаще всего в виде выходящей за рамки допустимой эмоциональности, раздражительности, нервозности.
Повышенная эмоциональность — вообще характерное состояние моряков в походе. Она порождается особенностями походной обстановки, тем влиянием, которое оказывают длительная оторванность от естественных условий жизни на берегу, океан с его бескрайними просторами и первозданной стихией. В этот период так же дает себя знать возникающее у ряда моряков состояние общей психической напряженности. Однако в его содержании, как правило, отсутствуют такие компоненты, как апатия, равнодушие и рассеянность. Если на корабле не учитываются особенности этого периода, не принимается действенных мер, предупреждающих развитие отрицательных состояний, то у некоторых неустойчивых моряков могут возникать тяжелые психологические конфликты. Они выражаются в различных нарушениях корабельных правил, напряженности во взаимоотношениях с товарищами по службе. В наиболее тяжелой форме они могут приводить к нарушениям порядка подчиненности.
Характерным психическим состоянием личного состава, особенно в последнем периоде плавания, является повышенная внутренняя сосредоточенность на своих личностных отношениях и переживаниях. Оно чаще всего проявляется в различного рода творческих раздумьях, стремлениях как-то осмыслить происходящее, зафиксировать свои взгляды и мнения, оценочные суждения. Находясь под влиянием такого состояния, один вдруг берется за перо, и начинает писать стихи, другой замыкается в себе, и занимается глубоким самоанализом, а третий дни и ночи сидит над схемой какого-то полуавтомата, пытаясь усовершенствовать его.
Многие командиры подразделений и офицеры-воспитатели, зная по опыту о возможности возникновения таких состояний, заранее планируют мероприятия, способствующие их положительной направленности. С этой целью на одних кораблях создаются кружки любителей поэзии, на других готовятся к изданию рукописных литературно-художественных альманахов, на третьих усиливается внимание к художественной самодеятельности.
Многие моряки в длительном плавании увлекаются рационализаторской работой, и, если на корабле уделяется ей должное внимание, она проходит эффективно и результативно.
Подчеркивая типичность психических состояний моряков по периодам плавания, мы вместе с тем оговариваемся, что эта зависимость не безусловна. В экипаже всегда будут такие моряками, которые постоянно весь поход находятся практически в одном и том же состоянии. Они в меру активны, сосредоточенны, жизнерадостны, хотя их чувства, эмоции и настроения претерпевают определенные изменения. Возможны также случаи, когда у того или иного моряка на протяжении всего плавания будет отрицательное психическое состояние в виде ностальгии определенной степени сложности.
Анализируя динамику психических состояний личного состава в походе, мы убедились в том, что их конкретное проявление в тот или иной период плавания во многом зависит от степени волевого регулирования. Преобладание волевого компонента в их содержании — характерная черта и объективное требование походной обстановки. На корабле моряк поставлен в такие условия, в которых он вынужден подчинять не только свои действия, но и свои мысли, стремления, желания, переживания интересам безаварийного плавания и успешного решения поставленных задач. Из этого, однако, не следует, что волевое регулирование достигается самопроизвольно, в силу складывающейся на корабле обстановки. Степень этого регулирования во многом зависит от уровня сознательности воина, понимания им своей личной ответственности за боеготовность корабля и боеспособность экипажа. Волевым регулированием как бы ослабляется проявление индивидуального своеобразия, и усиливаются черты типичного в психических состояниях личного состава. В походе они неизбежно жестче подчиняются требованиям экипажа, чем во время пребывания корабля в базе, и несут в себе его характерные черты, являются средством выражения психологии корабельного коллектива.
Тем не менее, даже в рамках жесткой корабельной организации индивидуальное своеобразие всех психических явлений личности, особенно психических состояний, оказывает большое влияние на совместную деятельность экипажа, и не учитывать этого нельзя. В походе своеобразно не только проявление индивидуальных психических состояний, но и связи их с психическими процессами свойствами логичности. В основном, конечно, и в длительном плавании психическая деятельность личности осуществляется в результате определяющего воздействия ее основных компонентов. Если, к примеру, у моряка сформирована военно-профессиональная направленность личности, то служба на корабле не является для него только вынужденной необходимостью. Она отвечает его убеждениям, жизненным установкам. Он легко осваивается во всех сложностях походной обстановки и, как правило, всегда выделяется высокой работоспособностью, бодростью, оптимизмом. Если же военно-профессиональная направленность личности моряка выражена еще слабо, то он может преувеличивать трудности плавания, тяготиться службой на корабле и даже сожалеть о том, что призван на флот, а не в сухопутные войска. У такого человека, скорее всего можно ожидать возникновения тяжелых психических состояний, недовольства службой, подавленности и безразличия.
По-особому проявляются в психических состояниях и свойства личности моряка, особенно его темперамента и характера. Конечно, флегматик и в походе остается флегматиком, а сангвиник — сангвиником. Хотя это и не исключает случаев, когда темперамент и переживаемое состояние могут не соответствовать друг другу. Например, подвижный и общительный моряк в непривычной для него обстановке штормового плавания может замкнуться в себе, впасть в состояние депрессии, вызванной длительной разлукой с семьей, однообразием жизни, монотонностью службы и другим причинами. Нередко случается также, что обычно уравновешенный, скромный и вежливый человек вдруг впадает в нервозность, становится раздражительным, может нагрубить окружающим.
Особенности взаимосвязи психических состояний с психическими процессами и свойствами личности обусловлены тем, что в походе у моряков появляются новые связи, и пути взаимодействия между ними, которых не было и не могло быть на берегу. Именно они служат основой формирования особых, свойственных только морякам психических состояний и свойств личности.
У многих моряков психические состояния формируются на основе воображения, представления, а иногда — интуиции. На корабле моряк чутко улавливает любое, на первый взгляд даже незначительное воздействие окружающей обстановки, анализирует его, по-своему переживает и оценивает. Представим себе моториста, несущего вахту в дизельном отсеке. Казалось бы, что шум работающих машин не позволит ему уловить какой-то посторонний звук и отреагировать на него. Ничего подобного. И в этом грохоте он отличает другие шумы, оценивает их и при необходимости вносит коррективы в свою деятельность.
Точно так же инженер-механик может спокойно спать в своей каюте во время нормальной работы главных двигателей. Но если хотя бы один из них внезапно остановится — сна как не бывало. Он уже на связи с отсеком и выясняет обстановку, принимает решения, отдает приказания. Подводник никогда не обратит внимания на любые изменения в движении корабля, если они соответствуют обычному порядку плавания. Но он обязательно насторожится в случае возникновения непредвиденной обстановки или опасного маневрирования.
Роль воображения, представлений и интуиции особенно велика в сложных условиях плавания. Наши корабли обеспечивают полную безопасность плавания, они надежны и обладают достаточным запасом живучести не только для борьбы с океанской стихией, но и для боя. И все же на корабле сильнее, чем на берегу, человек ощущает потенциальную опасность, особенно при возникновении каких-либо непредвиденных обстоятельств.
Оценивая поведение личного состава в бою, бывший командир лидера «Ташкент» В.Н. Ерошенко писал: «... с верхней палубы или с мостика видишь происходящее вокруг, видишь море, небо, и уже, поэтому тебе легче. А с тех постов, что расположены в корабельных недрах, не видно ничего. Там все страшнее, тем более что и выбраться оттуда не так-то просто, если будет дан такой приказ. «Привязанный» в походах к мостику, я часто старался поставить себя на место тех членов экипажа, которые по долгу службы встречают любую обрушившуюся на корабль беду в далеких внутренних отсеках. Какого мужества, какой самоотверженности требует подчас их вахта».
Однако и в этих условиях моряк не безучастен к окружающему. Он улавливает любую информацию об обстановке, а при ее недостатке пытается более или менее верно представить ее. Находясь в прочном корпусе подводной лодки, подводник как бы видит, что происходит вокруг корабля. Он строит в своем сознании примерную картину предстоящего боя, когда корабль выходит в торпедную или ракетную атаку, и соответствующим образом переживает ее. Каковы будут эти переживания и как они повлияют на его деятельность? Во многом это зависит от усиления связи с окружающим миром, от информации, поступающей на боевой пост из центрального поста.
Итак, своеобразие психических состояний моряков в длительных плаваниях характеризуется следующими основными чертами:
• во-первых, преобладанием в них волевого компонента. В целостной структуре психических состояний, формирующихся у личного состава под воздействием особых условий, в результате сложной психической деятельности (познавательной, эмоциональной, волевой), основная роль принадлежит воле. В волевом регулировании собственных психических состояний проявляется объективное требование походной обстановки к каждому члену корабельного экипажа;
• во-вторых, высокой степенью зависимости психических состояний моряков от положения дел на корабле и подчинением всех индивидуальных потребностей и интересов коллективным. Сама обстановка заставляет подчинять личные переживания и состояния задачам плавания. Под ее влиянием формируются в значительной степени индивидуальные состояния моряков. Это обусловлено индивидуальностью самой психики. Но вместе с тем на корабле больше, чем на берегу, эта индивидуальность несет на себе печать типичного, свойственного всем морякам. Это создает благоприятные предпосылки для воздействия на „психические состояния личного состава в интересах службы;
• в-третьих, относительной устойчивостью психических состояний моряков по периодам похода. Подвижность и устойчивость психических состояний, как известно, определяются психическими свойствами личности, удовлетворением ее физиологических и духовных потребностей, состоянием здоровья и окружающей средой. Все эти составляющие (даже в некоторой степени и свойства личности) во многом зависят от периодов похода. Поэтому командир может заранее планировать мероприятия по формированию таких состояний подчиненных, которые в наибольшей степени будут соответствовать выполняемым задачам. Более того, можно также предусмотреть работу по предотвращению развития отрицательных состояний, типичных для данного периода плавания;
• в-четвертых, особенностями взаимосвязи их с психическими процессами и свойствами личности. В походе у моряков появляются новые связи и пути взаимодействия между ними. Именно они служат основой формирования особых, свойственных только морякам психических состояний и свойств личности. В походах моряки не только ощущают свою слитность с корабельным коллективом, но и глубоко понимают ее. Моряк всегда находится в постоянной готовности к действию. Даже во время отдыха он чувствует положение корабля в пространстве, воспринимает работу механизмов, оценивает обстановку. Эта ощущения и восприятия получены подчас только чувственным, а нередко и интуитивным путем. Но на их основе происходит работа памяти, мышления, воображения. Возникающие при этом образы, мысли, явления установки, чувства отливаются в определенные психические состояния;
• в-пятых, многообразием и некоторой ограниченностью. В них отражается вся неповторимость индивидуальных особенностей человека, совокупность социальных факторов корабельного коллектива и объективных условий обстановки. Даже при простом перечислении невозможно их все учесть и проанализировать. Тем более что в жизни они проявляются не только в виде определенной психической деятельности, показывающей однозначность переживаний человека, но и в совокупности нескольких, нередко противоположно направленных состояний. Но, в связи с тем, что все это многообразие определенным образом упорядочивается по периодам похода и сводится к сравнительно небольшому числу наиболее характерных для данных условий плавания состояний, имеется возможность эффективно влиять на них и управлять ими в интересах службы.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Индивидуальное своеобразие и типичность психических состояний моряков в походе» з дисципліни «Психологія військових моряків: психологічний стан»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Стандартизація в галузі безпеки телекомунікаційних систем
Управління ресурсами комерційного банку
Аудит вилученого капіталу
ЯКІСНІ ВЛАСТИВОСТІ ГРОШЕЙ
Задача о двух яйцах


Категорія: Психологія військових моряків: психологічний стан | Додав: koljan (16.01.2012)
Переглядів: 904 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП