Статистика
Онлайн всього: 14 Гостей: 14 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Механизмы передачи возбудителя
| 09.11.2014, 15:16 |
Под механизмом передачи понимают совокупность эволю- ционно обусловленных способов переноса возбудителя от больного организма к восприимчивому. Следует отметить, что закономерности этого механизма в полной мере не распространяются на «псевдопаразитов» — воз- 295 будителей сапронозов и возбудителей неспецифических для данного хозяина болезней (зоонозы для людей и др.). В этих случаях механизмы заражения более разнообразны и случайны. Считают, что механизм передачи инфекционной болезни протекает в три последовательных стадии (фазы): 1) выделение возбудителя из больного организма; 2) пребывание во внешней среде; 3) проникновение в восприимчивый организм. 1. Выделение возбудителя Выделение возбудителя из организма происходит: а) вместе с естественными выделениями организма — фека- лиями, мочой, молоком, выдыхаемым воздухом; б) с патологическими выделениями — гноем, слизью, пер- хотью, рвотой и т. д.; в) из замкнутой кровеносной системы выделение возможно «с помощью» кровососущих насекомых. 2. Пребывание во внешней среде Накопленные к настоящему времени научные факты весь- ма неоднозначно трактуют эту фазу и, видимо, многие положе- ния здесь будут пересматриваться в ближайшее время. Дело в том, что для облигатных паразитов фаза пребывания во внеш- ней среде безусловно неблагоприятна. Вследствие этого многие из них вынуждены приобретать различные механизмы повы- шения устойчивости во внешней среде (образование спор, кап- сул и т. д.). Другое дело — факультативные паразиты, для кото- рых внешняя среда не всегда является неблагоприятным факто- ром. Многие из них способны длительно персистировать и раз- множаться в ней (например, кокковая микрофлора и возбуди- тели кишечных инфекций). То есть в определенном смысле можно считать окружающую среду, как и восприимчивый организм, средой естественного обитания такого возбу- дителя. Однако с эпидемиологической точки зрения эти две среды не вполне равноценны, и их функции различны. Внешняя среда обычно слу- жит резервуаром, где возбудитель сохраняется в межэпидемический пери- од, и предопределяет вероятность повторного инфицирования популяции хозяев. Больной организм создает возможность накопления вирулентных штаммов возбудителя в большом количестве и обусловливает развитие эпидемий. Абиотические элементы окружающей среды — воду, воздух, почву, пищу и т. д. называют факторами передачи. Совокупность этих факторов, обеспечивающих постоянную передачу возбу- 296 дителя от больного к восприимчивому организму, называют пу- тями передачи. Их может быть несколько, и в этом случае часто предлагают определять основной (доминирующий, ведущий) путь передачи возбудителя. Особое место занимает вопрос о дополнительных хозяевах в цикле раз- вития многих паразитарных инвазий. В этом случае в процессе механизма передачи следует вьшелять несколько эволюционно сложившихся этапов выделения и внедрения возбудителей в организм новых хозяев. По всей видимости, эти процессы достаточно динамичны в конкретных биоцено- зах и в каждом конкретном случае эволюционно закреплялись, формируя биологическую цепь развития паразита. Среди механизмов передачи различают несколько основ- ных вариантов: а) фекально-оральный — выделение возбудителя с фекали- ями и заражение через рот, с водой или пищей; б) респираторный (воздушно-капельный, аспирацион- ный) — выделение при кашле и чихании и заражение при вды- хании воздуха; в) трансмиссивный — передача с помощью кровососущих насекомых; г) контактный — передача возбудителя при непосредствен- ном физическом контакте; д) артифициальный (искусственный) — передача возбуди- теля в результате диагностических и лечебных мероприятий (инъекции, работа нестерильными инструментами и т. п.). Если все эти механизмы реализуются среди особей одного поколения, то процесс называют горизонтальной передачей, а передачу инфекции от матери к плоду — вертикальной.
|
Категорія: Імунітет і інфекція | Додав: koljan
|
Переглядів: 471 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|