ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Фізика » Дивовижна фізика

Случай в поезде
Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!
Игорь Северянин,
Увертюра.
Как-то автору этих строк довелось возвращаться на железнодорожном
экспрессе из Венеции в Неаполь. Поезд шел очень быстро (со скоростью
около 150 км/ч), за окном мелькали пейзажи, будто сошедшие с полотен
мастеров Возрождения. В полном согласии с их картинами местность была
холмистая, и поезд то летел по мосту, то нырял в очередной туннель. В
одном из особенно длинных туннелей вблизи Флоренции у нас неожиданно
«заложило» уши, так, как это бывает при взлете или посадке у пассажиров
самолета. Судя по внешним признакам, та же участь постигла и наших
попутчиков — все в вагоне крутили головами, пытаясь избавиться от
неприятного ощущения.
Когда же поезд наконец вырвался из тесного туннеля, оно прошло
само собой, и лишь у одного из нас, не привыкшего к таким сюрпризам
на железной дороге, остался вопрос о происхождении этого эффекта. По-
скольку он явно был связан с перепадом давления, мы стали оживленно
обсуждать возможные физические причины явления.
На первый взгляд, казалось очевидным, что при наличии поезда да-
вление воздуха между стенками туннеля и обшивкой поезда должно повы-
ситься, однако по мере того, как мы углублялись в задачу, это соображение
казалось все менее и менее бесспорным. Вскоре у нас было готово объ-
яснение, которое мы и хотим вам предложить.
168 Глава 20. Случай в поезде
Рассмотрим поезд с площадью поперечного сечения Sn, движущийся с
постоянной скоростью внутри длинного туннеля с площадью поперечного
сечения So. Сразу же перейдем в систему отсчета, связанную с поездом.
Течение воздуха будем считать установившимся, а вязкостью воздуха пре-
небрежем. В этом случае движение стенок туннеля относительно поезда
можно не учитывать — ввиду отсутствия вязкости оно не оказывает вли-
яния на течение воздуха. Будем также считать поезд достаточно длинным,
чтобы можно было пренебречь краевыми эффектами у переднего и заднего
вагонов, а давление воздуха в туннеле будем считать установившимся и
постоянным вблизи обшивки всего поезда.
Так мы, путем отказа от второстепенных деталей, перешли от реально-
го движения поезда к упрощенной физической модели, которую уже можно
попробовать описать математически (см. рис. 20.1). Итак. Имеется труба
(бывший туннель), в которой соосно с ней покоится цилиндр (бывший по-
езд) с обтекаемыми концами1. Сквозь трубу продувается воздух: вдали от
поезда (сечение А— А на рисунке) давление воздуха ро равно атмосферно-
му, а скорость воздушного потока vn равна по величине и противоположна
по направлению скорости, с которой до перехода в нашу систему отсчета
двигался поезд. Рассмотрим некоторое сечение В—В (на всякий случай
подальше от концов поезда, чтобы наши предположения действительно
выполнялись). Обозначим давление воздуха в этом сечении через р, а
скорость потока воздуха через v. Эти величины можно связать с vn и ро с
помощью уравнения Бернулли2:
Р + ^-Ро-г^, B0.1)
где р — плотность воздуха.
В уравнении B0.1) две неизвестные величины — рич, поэтому для
определения р необходимо еще одно соотношение. Его нам даст условие
неизменности массы воздуха, протекающей через любое сечение в единицу
времени (при течении в трубе масса не может ни возникать, ни исчезать):
pvnS0 = pv(S0-S,,). B0.2)
(Об этом соотношении часто говорят как об условии непрерывности по-
тока.)
'Фактически вместо железнодорожного туннеля мы будем говорить об аэродинамической
трубе наподобие тех, где испытывают самолеты.
2Даниил Бернулли A700—1782) — швейцарский физик и математик, родился в Нидер-
ландах (сын швейцарского математика Иоганна Бернулли); сформулировал основы теорети-
ческой гидродинамики.
169
В
Rv
А
А
Рис. 20.1: В туннеле воздух обтекает скоростной поезд,
как в аэродинамической трубе.
Вы уже заметили, что мы записываем уравнение Бернулли в виде
так называемого приближения несжимаемой жидкости. Это накладывает
дополнительные ограничения, которые стоит обсудить подробнее. Мож-
но ли считать плотность воздуха в уравнениях B0.1) и B0.2) постоян-
ной? Вопрос непростой, и строгий ответ на него может быть дан только
с помощью гораздо более сложного рассмотрения на основании общего
уравнения Бернулли (называемого интегралом Бернулли), справедливого
и для сжимаемой жидкости. Мы же приведем лишь наводящие физические
соображения.
Чтобы можно было пренебречь сжимаемостью, должны выполняться
два условия. Во-первых, интересующий нас скачок давления Ар дол-
жен быть мал: Ар <С р. Если скорость потока не слишком велика (что
это означает, станет ясно позже) и мы пренебрегли вязкостью воздуха,
то изменением температуры воздуха можно пренебречь. Тогда, согласно
уравнению B0.4), плотность воздуха пропорциональна давлению р ос р.
Если давление меняется незначительно, то изменение плотности тоже ма-
ло: Ар = р^- -С р. Впоследствии мы убедимся, что это действительно
так.
Второе условие относится к скорости потока в разных частях туннеля.
Нетрудно увидеть предел, где наше предположение о постоянстве плотно-
сти р заведомо не выполняется: если скорость потока воздуха в каком-либо
170 Глава 20. Случай в поезде
из сечений трубы становится сравнимой со среднеквадратичной скоростью
теплового движения молекул, то тут уже ни о каком постоянстве р в раз-
личных сечениях говорить не приходится. Действительно, ведь именно эта
скорость определяет характерное время установления средней плотности
газа в макроскопическом объеме, поэтому при столь высоких скоростях
потока она, плотность, просто не будет успевать устанавливаться при пе-
реходе от одного сечения к другому. Однако, как мы увидим ниже, это
ограничение может оказаться недостаточным. А пока будем считать плот-
ность р постоянной.
Избавляясь с помощью B0.2) от скорости v в B0.1), находим давление
воздуха в туннеле:
ФЬА) Bаз)
Плотность воздуха р может быть найдена из уравнения Менделеева —
Клапейрона, примененного вдали от поезда (мы уже делали это в главе 12,
см. уравнение A2)):
т_ Ром ,„0 4^
где fi = 29 — молекулярная масса воздуха, Т — его абсолютная темпера-
тура и R — универсальная газовая постоянная. Подставляя это соотно-
шение в B0.3), получаем
Входящая в это выражение комбинация параметров fj,v^/RT, очевидно,
безразмерна. Следовательно, величина \/RT/p. имеет размерность скоро-
сти. В ней, с точностью до коэффициента, можно сразу же усмотреть
среднеквадратичную скорость теплового движения молекул. Однако при
анализе рассматриваемой аэродинамической задачи для нас будет важ-
на другая характеристика газа — скорость распространения в нем звука,
которую авторам уже давно хочется ввести. Она, как и скорость теплово-
го движения молекул, определяется температурой и молекулярной массой
газа, и численное значение скорости звука v3a зависит еще от так назы-
ваемого показателя адиабаты -у — характерного для каждого газа числа
порядка 1 (для воздуха 7= 1.41):
Оэ„ = а/7—- B0.6)
171
При нормальных условиях иза = 335 м/с (т. е. примерно 1200 км/ч).
Используя определение B0.6), мы можем переписать выражение B0.5)
для давления р в удобном для дальнейшего обсуждения виде1 (подставив
Д4
Теперь пришло время остановиться и подумать. Мы вычислили давле-
ние вблизи обшивки поезда внутри туннеля. Однако наши уши заболели
не от самого давления, а от его изменения при входе поезда в туннель по
сравнению с давлением р' вблизи обшивки поезда при его движении по
свободному пространству.2 Перепад давления мы можем сразу же опреде-
лить с помощью выражения B0.7), заметив, что открытое пространство —
это то же, что туннель бесконечного радиуса, So —> оо. Поэтому
Р' = Ро,
что, впрочем, было очевидно и без вычислений.
Вычисления показывают, что относительное изменение давления от-
рицательно:
Ар р- ро
Ро Ро
Таким образом, как видно из B0.8), при входе в туннель давление вбли-
зи обшивки движущегося поезда понижается (а не повышается, как нам
показалось вначале).
Давайте оценим величину найденного эффекта. Для узкого (двухколей-
ного) железнодорожного туннеля можно принять, что Sn = \So- Величины
vn = 150 км/ч и v3a = 1200 км/ч уже приводились выше. Таким образом,
находим, что
Др 1,41/1
ро 2 V8
2
I'"'
-1%.
'Вездесущее в аэродинамике отношение скоростей М = v/vs называют числом Маха, в
честь австрийского физика Эрнста Маха, A838—1916).
2Тут стоит отметить два обстоятельства. Во-первых, в биофизике существует так называ-
емый закон Вебера — Фехнера, согласно которому любое изменение внешнего воздействия
воспринимается органами чувств только тогда, когда относительное изменение этого воз-
действия превышает некоторую пороговую величину. Во-вторых, если туннель оказывается
достаточно длинным, то организм успевает адаптироваться к новым условиям и неприятное
ощущение исчезает. Однако на выходе из туннеля оно вас подстерегает вновь.
172 Глава 20. Случай в поезде
Как мы и ожидали, изменение давления оказалось малым, и следо-
вательно, сделанное выше предположение подтвердилось — изменением
плотности воздуха действительно можно было пренебречь. Однако такая
малость относительной величины изменения давления не означает, что че-
ловеческий организм не в состоянии ее почувствовать. Действительно, если
мы вспомним, что ро = Ю5 Н/м2 и примем площадь нашей барабанной
перепонки за <т = 1 см2, то избыточная сила давления, действующая на
нее изнутри, составит AF = а ¦ Ар ~ 0,1 Н, что уже вполне заметно.
Казалось бы, эффект объяснен и можно ставить точку. Однако что-
то беспокоило нас в полученной формуле. И мы быстро обнаружили,
что именно: из выражения B0.8) следует, что даже при нормальном для
обычных поездов соотношении vn/v3a <S 1 (эта комбинация скоростей
постоянно встречается в аэродинамике и носит название числа Маха) в
очень узком туннеле, когда Sn —> So, величина |Ар| может стать порядка
ро и даже превысить эту величину! Ясно, что в этом случае мы выходим за
рамки ограничений, сделанных выше. Но где именно? Ведь, казалось бы,
соотношение vn <s v3a весьма надежно защищает нас от неожиданностей.
Попробуем разобраться.
Пусть Ар, вычисленное по формуле B0.8), действительно, оказывается
порядка ро. Это означает, что
и следовательно,
vn So ~ v3a (So - Sn).
Сравнивая последнее равенство с условием непрерывности B0.2), мы
видим, что произошло: |Ар| становится порядка ро, когда скорость проте-
кания потока воздуха между обшивкой поезда и стенками туннеля оказы-
вается порядка скорости звука, а в этом случае, как мы уже говорили, все
наше рассмотрение оказывается неприменимым. Следовательно, условием
применимости выражения B0.8) является не только условие vn <s v3a, но
и более жесткое:
o — Sn
Для реальных поездов и туннелей оно, очевидно, выполняется всегда.
Тем не менее наше исследование пределов применимости полученной фор-
мулы не следует рассматривать как простое математическое упражнение.
Во-первых, физик должен всегда четко представлять «рабочую область»
полученного им результата. Вторая причина, в данном случае, вполне прак-
тическая. Дело в том, что в последние десятилетия все чаще обсуждаются
173
возможности создания принципиально новых видов транспорта, в том чи-
сле и на основе железнодорожного. Так, уже много лет назад была предло-
жена идея поезда, движущегося на сверхпроводящей магнитной подушке.
Это вагончик, внутри которого имеется мощный сверхпроводящий маг-
нит. Благодаря создаваемому им магнитному полю, вагончик зависает над
металлическим рельсом, и сопротивление движению определяется толь-
ко аэродинамическими свойствами такого вагона. В Японии уже создана
действующая модель этого вида транспорта. Экспериментальный образец
перевозит 20 пассажиров вдоль линии длиной в 7 километров, развивая
при этом максимальную скорость 516 км/ч! А ведь это уже почти половина
скорости звука.
Следующим шагом на пути развития этого вида транспорта стала
идея... заключить вагончик в герметическую трубу и создать там пони-
женное давление! Вот тут-то, как вы уже, наверное, сообразили, конструк-
торы и сталкиваются с рассмотренной нами задачей о поезде в туннеле,
но в гораздо более сложном случае, когда vn ~ и3й и So — Sn <C Sq. Дви-
жение разреженного воздуха здесь уже турбулентно, температура воздуха
заметно меняется, и сегодня наука еще не знает ответов на многие вопро-
сы, возникающие при решении подобных задач. Сделанная нами оценка
позволяет вам понять некоторые из тех трудностей, которые встречаются
на пути ученых.
В заключение предлагаем подумать над другими физическими вопро-
сами, которые могут возникнуть при поездке в поезде.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Случай в поезде» з дисципліни «Дивовижна фізика»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Контроль за дотриманням розрахункової дисципліни
СУЧАСНИЙ МОНЕТАРИЗМ ЯК НАПРЯМ РОЗВИТКУ КІЛЬКІСНОЇ ТЕОРІЇ
ФІНАНСОВА ДІЯЛЬНІСТЬ У СИСТЕМІ ФУНКЦІОНАЛЬНИХ ЗАВДАНЬ ФІНАНСОВОГО...
Статті формування власного капіталу
СУТНІСТЬ, ПРИЗНАЧЕННЯ ТА СТРУКТУРА ГРОШОВОЇ СИСТЕМИ


Категорія: Дивовижна фізика | Додав: koljan (18.10.2013)
Переглядів: 825 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП