ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія науки і техніки » Історія науки і техніки

НАУКА И ТЕХНИКА ВЕЛИКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ АЗИИ
Индийская цивилизация занимает одно из почетных мест в истории человечества. На протяжении более чем трехтысячелетнего развития она пришла к поистине грандиозным достижениям. Ей присуще творческое восприятие результатов иноземных культур, что не приводит ее к утрате собственных фундаментальных ценностей. Преемственность индийской цивилизации в значительной степени основывается на социальных институтах и на широком распространении общепринятого свода религиозных ценностей среди различных классов и общин южно-азиатского субконтинента. Уникальность индийской цивилизации явилась результатом синтеза аборигенной, дравидской (индской) культуры и пришлой, арийской культуры, древнейшие духовные ценности которой запечатлены в Ведах, а также сложившихся позже Упанишадах. Именно эта уникальность наложила свой отпечаток на формирование и развитие научного знания и ремесленной деятельности в Индии.
В индийской цивилизации издавна почитались знания, необходимые для совершения религиозных ритуалов, ибо Индия - это страна религий. Поэтому не случайно, что первой фигурой, встречающей нас у входа в храм древнеиндийского мышления, оказывается фигура поэта-жреца. Именно ими создана древнейшая из Вед - Ригведа, сборник гимнов, создание которого в устной традиции относят приблизительно (как и всякий древнеиндийский источник) к концу II - началу I тыс. до н.э., а кодификацию в едином сборнике - к V-VI вв. до н.э. Рассмотрение специфики деятельности этого поэта-жреца в исследовании отечественного ученого Е.Н.Молодцовой «Естественно-научные представления эпохи Вед и Упанишад» помогло пролить свет на расстановку акцептов в проблемах последующего развития индийских естественнонаучных представлений.
Поэт-жрец как творец гимнов Ригведы обладал прежде всего способностью видения и способностью выражения своего видения в священной речи на языке, сформировавшемся в стародавние времена1 и являвшимся в те времена .единственным языком, несущим в себе все человеческие знания, которые нуждались в словесном выражении.
1 М.Иллич-Свнтыч нашел способ реализовать гипотезу датского лингвиста Х.Педерсена (1903г.) о развитии индоевропейской, уральской, алтайской и семито-хамитской языковых семей от гипотетического праязыка, существовавшего ок. 12 тыс. лет назад, который он назвал «ностраатическим». Работа по созданию словаря ностратических корней была продолжена А.Б. Долгопольским в университете Хайфы и Виталием Шеворошкииым в Мичиганском университете. «По единодушному мнению специалистов, участок поисков [места, где сложился ностратический язык] должен находиться где-то между Черным морем и равнинами вблизи Волги и Предуралья» (См. Маллори Дж.П. В поисках индоевропейцев: язык, археологические исследования и миф // В мире науки. 1989. №10. С. 90). Именно отсюда пришли арии в Индию. Ред.
Первейшая обязанность жреца-поэта заключалась в совершении священных ритуалов, для чего он непременно должен был обладать знанием как собственно ритуальных действий, так и действий, искупающих возможные ошибки жертвоприношения. Необходимо было также знание объяснительных мифов, без чего теряло смысл само ритуальное действие. Практически вся процедура объяснения, возникающая в сфере ритуала, выносилась за его рамки и выступала как избыточное по отношению к ритуалу знание, имеющее тем не менее важное значение для его действенности и наделяющее могуществом самого носителя этою знания. «Из этого избыточного знания, - подчеркивает Е.Н. Молодцова, и возникает в упанишадах сфера теоретическиго знания, причем престижность этой сферы закреплена утверждением магической значимости всякого знания самого по себе».
Оперирование с избыточным знанием, организованным не по формальному, но по смысловому принципу, порождает также и новый стиль мышления, научный по своему существу и который можно обнаружить, например, в Чхандогья упанишадах. «Знание это, продолжающиеся непрерывно с древнейших времен, Делает вывод Е.Н. Молодцова, представлено иногда как рационально конструируемое, с экспликацией способов ею получения, иногда же, и чаще всего, как нуждающееся в дополнительной реконструкции, восходящей к древнейшим истокам. Весь корпус этих знаний существует как нерасчлененное единство психофизического, и дело в том, что именно в таком нерасчлененном виде оно и будет продолжаться специфически индийской традицией, что и позволит этой традиции дать достаточно неожиданные для Европы результаты». Поэтому обращение индийской культуры к Ведам и Упанишадам в указаниях на истоки своей специфики является вполне оправданным и помогает понять своеобразие и достижения научного мышления, функционирующего в рамках индийского социокультурного комплекса.
В VIII в. н.э. арабские ученые, исследовавшие в Индии математические тексты на санскрите, сделали два важных открытия, с которыми они в дальнейшем ознакомили западный мир. Это - позиционная нотация чисел, использующая десятичную систему счисления, включающую концепцию нуля, а также тригонометрия, оперирующая понятием синуса. «Далеко не случайно, пишет Ф.Циммерман в статье «Лилавати - милостивая госпожа арифметика», что столь значительные достижения в письменности, решении вычислительных н измерительных задач были сделаны именно индийскими математиками. Это отражало традиционные интересы индийского общества; его ученые всегда с особым вкусом и талантом оперировали грамматическими формами». Ведь в Древней Индии математика, как и все остальные научные дисциплины, подчинялись правилам и стилистическим формам санскрита, а также канонам стихосложения, поскольку большинство научных текстов было написано в стихах.
Индийские математики работали в тесном взаимодействии со знатоками ведического и брахманского ритуала. Будучи брахманами, они считались среди ученых «знатоками звезд». В труды по астрономии обычно включались математические тексты, а тригонометрические выкладки входили туда для определения угловых расстояний между звездами. Подобно веси брахманской науке, математика развивалась в основном в религиозных целях: она помогала правильному соблюдению ритуалов.
Индийские учение, замечает Ф.Циммерман, не оперировали теоремами: они использовали правила, основанные на рассуждениях, которые в свою очередь были порождением интуиции. Эти правила, афоризмы и мнемонические стихи основных текстов являются не результатом доказательства, а скорее руководством для геометрического конструирования, выполняемого читателем или комментатором. Даже в алгебре в типичном методе рассуждения проводится связь площади с произведением множителей и предполагается построение геометрическом фигуры.
Часто упоминается, что индийцы были скорее алгебраистами, чем 1еомстрамн: судя по всем комментариям к грудам Ариабхаты (VI в.), Брахмагупты (VII в.) и Бхаскары (XII в.), геометрия была основным полем приложения правил арифметики и алгебры. Не случайно, для решения арифметических задач традиционно использовалась книга Бхаскары «Лилавати». Геометрическое пространство и числовые комбинации воспринимались как две грани одной и гон же реальности. Алгебраические решения осуществлялись на основе геометрических построении; доказать что-либо означало показать решение в интуитивно ясной форме. Как сказал один из комментаторов: «Количественное доказательство необходимо тем, кто не понимает доказательства пространственного». Таким образом, в индийской математике размышление означало наглядный показ интуитивного решения.
Различные философские мировоззрения Индии, имеющие своими истоками Веды и Упанишады и неразрывно связанные с теми или иными религиозными системами, занимают важное место в истории ее культуры и мировой философии, не менее важна их роль в развитии научных дисциплин. Древние индийцы добились больших успехов в развитии научных знаний, индийские ученые еще в далеком прошлом предвосхитили многие открытия, сделанные европейскими нсслсдова-1СЛЯМИ в средние века и новое время. Их достижения в области лингвистики, математики, астрономии, медицины оказали несомненное влияние на другие древневосточные и античную культуры. Один из арабских авторов IX века, аль-Джахиз писал: «Что касается индийцев, то мы обнаруживаем, что они преуспели в астрономии, арифметике и медицине, овладели тайнами врачебною искусства. Они высекают скульптуры и изображения, имеется у них богатое буквами письмо... У индийцев богатая поэзия, развитое ораторское искусство, медицина, философия, этика. Наука астрономия происходит от них и прочие люди ее заимствовали. От них пошли наука мыслить». Достаточно сказать, что еще до нашей эры в Индии составлялись таблицы биномиальных коэффициентов, получившие в дальнейшем название «Треугольника Паскаля» (VI в.). Выдающимся достижением индийской науки было создание десятичной системы счисления, которой ныне пользуются во всем цивилизованном мире.
В области естественных наук и техники в Индии в рассматриваемый нами период достигнуты значительные успехи, особенно в астрономии. Индийские матема-1Т1КН имели достижения в арифметике, и геометрии. В частности, ими были введены в математику буквенные символы, заложены начала алгебры. В вопросах строения вещества получили распространение атомистические взгляды древнеиндийскою философа-естествоиспытателя Кананды (V IV вв. до н.э.). Были высказаны интересные, в известной мере отвечающие современным представлениям суждения о сущности явления испарения жидкости и теплоте. Известные индийские врачи Чарака и Сушрута успешно лечили некоторые психические заболевания.
Замечательные успехи в металлургии свидетельствуют об определенных знаниях в области состава руд, подготовки металлургическою сырья и топлива, введения процесса плавки и последующей обработки. Создание Делийской колонны (около 401) 1. и. -3.), состоящей почти из чистого железа, - лучшее тому доказательство. Древние мастера знали множество сплавов цветных металлов, химических составов, используемых при пайке в ювелирном деле, при обработке кож. Они умели изготовлять прочный цемент, разнообразные стойкие минеральные и растительные красители, использовавшиеся в живописи и текстильном производстве.
В Индии, сколь ни разнообразны по форме и назначению творения мастеров-ремесленников в городах, деревнях или в среде примитивных племен, творческий процесс всегда уходит корнями в традицию. Для того чтобы вскрыть истоки этой традиции и верно оценить ее место в эстетической и социальной жизни страны, необходимо рассмотреть те нормы, которые сформировали видение индийского ремесленника и снабдили его набором формальных средств и приемов творчества. Та зрелая схема, которой традиция ремесел в Индии следовала в течение 5000 лет, сформировалась в городах долины Инда. Ремесленники в этих городах пользовались колесом и подчинили себе огонь, что сказалось на характере транспортных средств и приемах обработки гончарных изделий. Ремесленники научились выплавлять и ковать металлы. Человек открыл законы геометрии и священную природу абстракции и изобрел простейшие инструменты для измерения углов. Это позволило ему добиться большой точности при строительстве зданий.
Вторжение арийцев с севера принесло на индийскую почву новые концепции мышления, новые направления искусства, новое восприятие мира и новую социальную организацию. В сознание народов страны вошли новые звучания, новый язык, новое отношение к природе, новые идеи. В культуру народов Инда, Ганга и Нармады влилась струя ведической поэзии. Новые звучания слились с пением ветра, дождя и грома. Ведические гимны распевались письменность была еще неизвестна. Звучание и значение слов воспринималось только на слух. Слушание было живым искусством, и на нем основывалось видение. Арии были великими поэтами и сказителями. Мифы и легенды, вошедшие в эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», а позднее - в пураны, стали тем материалом, из которого индийские ремесленники черпали темы и образы своих творений.
Панини, первый из великих грамматиков, еще в V веке до н.э. употребил слово «шилпа», ремесло, как родовое понятие для обозначения искусства художников, танцоров, музыкантов, ткачей, гончаров, портных. Позднее в этот перечень было включено даже искусство акробатов. Слово, обозначающее «ремесло», стало также значить «мастерство». С древнейших времен традиции индийского искусства развивались в разных направлениях. Панини упоминает ремесленников, творивших для царя и двора (раджа шилпин), и деревенских ремесленников (грама шилпин). В каждой деревне было пять видов ремесленников: горшечники, кузнецы, плотники, цирюльники и стиральщики. В современных индийских деревнях те же пять видов ремесленников обеспечивают нужды деревенского сообщества.
В начале нашей эры было изобретено большое количество новых инструментов. Новые потребности создали условия для развития новой технологии и новых отношений между творцом и потребителем. В основу ремесленного производства легли строгие принципы геометрии и пространства, а также высокоразвитая цветовая символика. Однако индийские тексты ничего не говорят об инструментах и их эволюции, кроме инструментов, связанных с тантрической практикой и алхимией. Одновременно с развитием новой техники возрастал интерес к алхимии, что в свою очередь приводило к новым открытиям в металлургии. Были созданы тигли. способные выдержать высокие температуры при алхимических опытах. Алхимики активно экспериментировали с цветом, наблюдая, как разные металлы окрашивают пламя. Медь давала синюю окраску пламени, олово - сизую, железо желто-коричневую, медный колчедан красную. Эти наблюдения алхимиков легли в основу представлений о Шакти, первозданной энергии. Исследования лекарственных трав, проводимые алхимиками, привели к открытию новых красителей. Многие древние приемы крашения могут быть обнаружены в ранних трудах по аюрведе (традиционной медицине).
«Мы видим, пишет П.Джаякар, что с древнейших времен мысль Индии была направлена на проблемы мировоззрения и на возможности расширения горизонтов восприятия. За несколько столетий до начала новой эры расцвет поэзии, музыки, искусств и философии обогатил ум и чувства человека. Интерес к медитации и самопознанию открыл новые горизонты сознания и привнес в искусство понимание пространства и покоя, движения и неподвижности. Эта революция в сознании способствовала появлению новых приемов и новой техники ремесленного производства». В Индии многообразие созданных форм в первом тысячелетни нашей эры породило эстетические теории, которые заложили принципы работы будущих поколений ремесленников. С закреплением этих теорий творцы все меньше полагались на непосредственное чувственное восприятие, и формы искусства становились лишь сражением традиции.
Каждая из великих классических цивилизаций Востока уникальна, не является исключением и китайская. Принципы даосизма, одной из древнейших китайских философий, пронизывает всю философскую мысль Китая и в значительной мере формирует «китайский образ» мышления. Если в западном образе мышления основополагающее значение имеет принцип причинности, то для китайского таковым выступает принцип синхронистичности. Даосский подход к миру предполагает по возможности мышление категориями целостности, на что обратил внимание французский ученый М.Гране. Эта особенность китайского образа мышления весьма рельефно проявляется в беседе с китайцами: на то, что европейцу представляется абсолютно ясным и точным вопросом, китайский мыслитель дает неожиданно пространный ответ. Известный психолог К.Юнг в своем груде «Синхронистичность» так комментирует эту особенность китайского ума: «То есть мы у него попросили травинку, а он нам дал целый луг. Для нас детали имеют значение сами по себе; для восточною ума они всегда дополняют целостную картину. Для донаучной психологии первобытных народов, да и для донаучной психологии нашего средневековья (которая и не собирается умирать) эта целостность содержит в себе вещи, которые на первый взгляд связаны друг с другом «случайно», в результате совпадения, содержание которого также представляется случайным». Иными словами, китайское мышление функционирует по принципу синхронистичности (согласно ему случайность и есть закономерность), с этим связана и аналогическая, а не аристотелевская, логика, в соответствии с которым разворачивается китайское мышление и которое зачастую было облечено в художественную форму.
Сумма астрономических знаний в Китае к началу нашей эры была весьма значительна. В IV в. уже имелся катало) 800 звезд, небо было разделено на созвездия. Были выделены 28 зодиакальных созвездий, определявших видимое движение Солнца, китайцы пользовались понятиями экватора и эклиптики, определяли зимнее и летнее солнцестояние, дни весеннего и осеннего равноденствия, знали о прецессии равноденствий, определяли довольно точно продолжительность тропического года, наблюдали кометы, солнечные пятна, солнечные и лунные затмения. Был известен «цикл Метона» (греческий ученый предлагал ввести поправки к календарю, но они приняты не были), возможно также известный и древним вавилонянам. Были вычислены периоды обращения планет Марса, Юпитера, Сатурна - синодические периоды обращения планет в сутках, звездные периоды обращения в годах.
Юпитер полный оборот делает за 11,86 года. В 365 г. до н.э. было предложение ввести календарь по Юпитеру (12-ричная система счисления). Обсуждение проблем уточнения календаря, вычисление к нему поправок проводились постоянно и составляли службу огромной государственной важности. Весьма часто математики были прежде всего астрономами, состоящими на службе у правителей, как это было, например, с составителем математического Десятикннжья «Суань цзин ши шу» Чжэнь Луанем (VI в. н. э.).
Эпоха формирования наук в древнем Китае VI III в. до н.э., как показывает Э.И. Березкина в своем исследование «О зарождении естественнонаучных знаний в древнем Китае», исключительно интересна для исследо­вателей истории науки. Богатство философской мысли сказалось, по-видимому, на развитии любой отрасли знания, можно проследить их влияние как по астрономии, так и математике. Учение Конфуция, создавшего культ знаний и образованности, почитавшего гармонию и музыку, в математике отразилось в том, что производились расчеты музыкальной гаммы, которые потребовали от ученых хорошего освоения числовой области в пределах рационального числа. Учение о Дао стимулировало познавать природу абстрактных понятий, используемых в математике, а прагматизм легистов направлял на путь прикладной науки, совершенствование техники вычислений, что, в свою очередь, позволяло лучше продвинуться в теоретической области знания. Логики из школы Мо Цзы и софисты (Гунсунь Лунь, Чжуан Цзы и др.) побуждали осмысливать тонкие и спорные места в исследованиях понятий новой природы, таких, как квадратура круга, бесконечные дроби, вычисление объема пирамиды, шара, которые были связаны с понятием бесконечности. Натурфилософские поиски объяснения движения, изменения природы вещей находили применение в развитии теоретико-числовых проблем: учение о четных и нечетных, положительных и отрицательных числах, крут и прямоугольник и т. п. Следует полагать, что и в других науках: алхимии, медицине, агрономии и ботанике - происходили аналогичные взаимодействия.
В те давние времена, когда создавались канонические китайские тексты, письменность уже играла важную роль (классическая литература всегда необходима при подготовке интеллектуальной элиты), математика же еще не стала тем разделом знаний, которому посвящают отдельные труды. Однако она, отмечает в своей работе «Небесные корни» Ж.К. Марцлоф, сыграла свою роль в появлении феномена, названного синологом Л. ван-Дермеершем «рациональным прорицанием». Поначалу предсказания, связанные с гаданием на черепашьем панцире, костях разных животных и тысячелистнике, основывались на толковании разнообразных природных явлений, в особенности метеорологических и астрономических (радуги, гало, ветров, метеоритов, затмений, пятен на Солнце, расположения звезд и т. п.). Однако это обилие знамений не мешало применять и чисто рациональные способы исследования мира: прорицатели не без успеха пользовались своими наблюдениями при составлении числовых и арифметических таблиц, с помощью которых не только фиксировались события прошлого, но и предсказывалось повторение некоторых из них в будущем. Определенные пророчества, связанные с регулярно повторяющимися небесными явлениями, подтверждались: так появились календарь и астрономия, базировавшаяся на математике. В результате сложился целый штат придворных «хранителей времени», игравших роль н историков-летописцев, и звездочетов, которые уделяли немало времени поиску методов предсказания небесных явлений (сближения небесных тел, затмений Солнца и Луны и т. д).
Во времена династии Хань (206 до н.э. 220 н. э.) появился новый раздел математики. Были составлены специальные руководства, в которых излагались задачи и способы их решения, сгруппированные в главы в зависимости от возможного практического применения. Причем фактическая точность и реальность изложен­ных в них ситуаций так велики, что по содержанию задач можно воссоздать целые картины общественной и экономической жизни Китая той или иной эпохи. Не забыта ни одна практическая деталь, идет ли речь о сборе налогов, управлении рабочей силой, наземных и водных перевозках, охране порядка и снабжении войск. На таких сборниках учились многие поколения чиновников-математиков, требовавшихся императорскому бюрократическому аппарату. При династии Тан (61К 907) была введена система экзаменов, предполагавшая овладение не только грамотностью, но и основами математики, хотя ей в целом уделялось минимальное внимание. В эпоху Троецарствия (220 265 н. э.) величайший китайский математик Лю Хуэй разработал метод строгих математических доказательств. К сожалению, о жизни ученого нам ничего не известно. «Во время монгольского нашествия математикам, - подчеркивает Ж.-К.Марцлоф, - удалось получить множество новых результатов, однако и они лишь мелькнули на небосклоне ученого мира и тут же были забыты». Но и дошедших до других цивилизаций математических достижений Китая было вполне достаточно, чтобы показать их значимость.
Несмотря на различие цивилизаций, законы математического и естественнонаучного мышления в принципе одинаковы, что и объясняет параллелизм и возможность заимствования. Например, китайский ноль, впервые появившийся в астрономических таблицах около 1200 г. в виде маленького кружка (таким он сохранился и до наших дней), возможно, имеет индийское происхождение. Математические игры, как древние, так и средневековые - греческие, индийские, арабские, европейские и китайские, - зачастую поразительно похожи. Многие сходные математические методы существовали параллельно в Греции и в Китае: после Евклида объем пирамиды подсчитал Лю Хуэй (III в.), который также вслед за Архимедом вычислил объем тела, образующегося при пересечении двух ортогональных цилиндров. И таких примеров можно привести множество. «Но даже если предположить, что китайская математика испытала воздействие извне, все равно ей не отказать в самобытности и целостности» (Ж.-К. Марцдоф).
Китайская цивилизация внесла существенный вклад в мировую сокровищницу научного и технического знания и своими великими изобретениями в области техники. Об них написано немало в различного рода монографиях и учебниках, посвященных истории науки и техники; достаточно упомянуть «Избранные труды по истории науки» В.И. Вернадского. «Люди, машины и история» С.Лилли, «Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века» В.С. Виргинского и В.Ф. Хотеенкова ч др. Из них и почерпнут материал, излагаемый ниже.
Компас. Именно в Китае впервые стали использовать свойства магнитной стрелки поворачиваться в определенную сторону света. По-видимому, в VI в. до н.э. китайцам стало известно явление притяжения железа и железной руды естественно намагниченными кусками магнетита. Позднее они обратили внимание на способность естественных магнитов ориентироваться, ошибочно приписав ее воздействию звезд. Из этих наблюдений выросли приемы гаданий на особом приборе. Он состоял из железной пластинки, на которой могла свободно скользить благодаря своей сферической поверхности «ложка» из естественного магнита. На пластинке нанесены знаки Зодиака. Ручка «ложки» ориентировалась в магнитном поле. В I - III вв. этот прибор стал применяться как компас и получил название «указатель юга». К III в. относится описание намагниченной фигурки, установленной на повозке китайским изобретателем Ма Цзюнем. Затем китайцы стали спорадиче­ски применять «указатель юга» на судах. Позднее поя­вился компас с плавающей в масле или вращающейся на острие деревянной рыбкой или черепахой с вделанным в них природным магнитом. Эмпирическим путем была найдена удлиненная форма - появилась стрелка. От китайцев IX в. о магнитной стрелке узнали арабы. В XI в. был, наконец, создан компас со стрелкой, начало же применения этого прибора на европейских судах относится к XII в. Оснащение кораблей компасами явилось одной из важных предпосылок, сделавших возможным осуществление географических открытий XV -XVI вв.
Порох. Основные компоненты пороха - смесь селитры и серы - уже в начале нашей эры использовались в Китае для врачебных целей. Опыты по изучению свойств этих веществ привели к тому, что в VI в. в Китае появились мастерские по изготовлению небольших пороховых ракет для фейерверков и других пиротехнических целей. В 682 г. китайский алхимик Сун Сымяо описал горящую смесь серы, селитры и опилок - порох. В 808 г. его соотечественник Цинь Сюйцзы представил описание пороха, состоявшего из смеси серы, селитры и порошка древесных опилок. С Востока умение изготовлять порох перешло в Византию, а в конце XIII начале XIV в. в другие страны Европы.
Книгопечатание. В груде, посвященном истории книги в странах Центральной Азии VШ-ХШ веков «С востока на Запад» А.П. Терентьев-Катанский показывает, что возникновение книгопечатания приходится на правление в Китае династии Тан. «Первое материальное свидетельство раннего книгопечатания, - пишет он, - было найдено в Дуньхуане. В знаменитой дуньхуанской монастырской библиотеке обнаружили издание «Алмазной сутры», считающейся первой известной науке печатной книгой». В Китае же было совершено и открытие печатания подвижным шрифтом (примерно 1040 г.); им обязаны мастеру Пи Шэну (Би Шену). Мастер лепил из глины прямоугольные брусочки, затем на них наносилось заостренной палочкой зеркальное изображение иероглифов, далее готовые литеры обжигали на огне для придания им твердости » прочности. Вместо верстатки употреблялась железная рамка, разделенная перегородками, которую ставили на гладкую полированную металлическую пластину и затем наливали в каждое отделение немного клейкой расплавленной смолы. Пока смола не успевала застыть, мастер заполнял колонки литерами, и через некоторое время расплавленная смола затвердевала и плотно скрепляла шрифт. Так получалась печатная форма, составленная из отдельных литер. После окончания печатания металлическую пластину помещали над огнем: смола расплавлялась, и литеры сами выпадали из печатной формы. Глиняные литеры можно было использовать несколько раз. В XIII в. в Китае был изобретен способ печатания деревянными литерами. Около 1390 г. в Корее началась отливка бронзовых литер. В 1409г. появилась первая отпечатанная таким способом книга.
Изготовление бумаги. Важной предпосылкой для быстрого развития книгопечатания в Европе было возникновение и развитие бумажного производства. Бума­га, изобретенная в Китае во Ив., затем стала изготовляться в Корее. В VI - - VII вв. она появилась в Японии, Индии, Персии и Средней Азии. В арабских владениях производство бумаги из тряпья началось в VIII в. В Самарканде бумажная .мастерская действовала с 751 г., в Багдаде - с 794 г. Документы, написанные в VIII в. на бумаге, найдены в Таджикистане. В X в. бумага достигла Египта и Северной Африки. Так, в Каире бумажные мастера населяли целые кварталы. Наряду с оберточной и плотной писчей бумагой они вырабатывали тончайшие листы для голубиной почты. Из Северной Африки, преодолев вместе с арабами Гибралтарский пролив, бумага попала в 1150г. в Испанию. Здесь, впервые в Европе, заработал! бумажные мельницы. Высоким качеством бумаги славились Касатива (Шатива), Вален­сия и Толедо. Сначала бумагу вырабатывали из хлопка. Потом ее стали делать из очесов, ветхого белья, старых канатов и парусов.
В период правления династии Таи наблюдался мощный подъем ислама, этой новой силы, которой суждено было оказать столь существенное влияние на отношения между Востоком и Западом. Первое арабское посольство в Китае появилось в 651 г., а завоевание арабами Персии в 652 г. вплотную приблизило их к зонам китайского влияния. Арабы стали играть чрезвычайно важную роль посредников в культурном и торговом обмене между Востоком и Западом. Именно через них в Европу попали такие древние китайские изобретения, как компас, изготовление бумаги, книгопечатание, порох.
По торговым путям из Китая в Европу шли не только рулоны шелка, ящики с фарфором и чаем, - распространялись различные нравственные, философские, эстетические, экономические и педагогические идеи, которым суждено было оказать воздействие на Запад. Живопись, скульптура, архитектура и ремесленные изделия Китая внесли большой вклад в развитие в XVIII в. европейского стиля «рококо». Влияние китайских архитектурных стилей можно проследить в линиях некоторых дворцов европейских правителей. Весьма популярными стали на Западе также парки в китайском стиле, их влияние ощущается до сих пор.
В области философии внимание европейских ученых привлекло в первую очередь конфуцианство. Конфуций приобрел репутацию просвещенного мудреца, создателя этико-политического учения; выдающийся немецкий философ г. Лейбниц был одним из первых, признавших значение китайской мысли для западной культуры. Он полагал, что если бы Китай направил в Европу просвещенных людей, способных обучать «целям и практике естественной теологии», то это содействовало бы более быстрому возвращению Европы к ее высоким этиче­ским нормам и преодолению периода упадка. Великий русский писатель и мыслитель Л.Н. Толстой обнаружил, что его взгляды во многом близки философии Лао-Цзы, и одно время даже собирался перевести на русский язык «Дао дэ цзин» («Книга пути и добродетели»).
Некоторые европейские мыслители эпохи Просве­щения усматривали в системе образования феодального Китая пример для подражания. Немецкий теолог XVIII в. Х.Вольф отдавал предпочтение китайский системе образования с ее раздельными школами для детей и взрослых. Он считал, что эта система согласуется с естеством человеческого духа. Китайские школы не только обучали чтению и письму, но и проводили с учащимися занятия по этике, знакомили их с методами приобретения знаний. Однако не следует забывать, что Китай и Запад взаимно влияли друг на друга. В то время как Запад испытывал воздействие богатого культурного наследия Китая, последний в свою очередь перенимал передовые научные и технические достижения Запада, его философские и художественные идеи. Все это способствовало укреплению дружеских связей и взаимопониманию между культурами мира.
На развитие науки после крушения античного мира значительное влияние оказала также арабо-исламская цивилизация с ее пиететом к научному знанию. Американский востоковед Ф.Роузентал в своей фундаментальной работе «Торжество знания» показал, что существо духовной жизни средневековой мусульманской цивилизации в ее многообразных проявлениях нашло свое концентрированное и яркое выражение в понятии «знание». Знание было доминирующей ценностью этой блестящей цивилизации, ибо было освящено Кораном, поощрялось правителями арабского халифата, хотя ортодоксы-муллы выступали против науки.
В период наибольшего расцвета арабской науки в IХ-ХI вв. этот фактор не очень обнаруживался (он проявился в период застоя и привел к увяданию науки). В дальнейшем единство науки обеспечивалось традицией энциклопедизма, которая побуждала всех крупных и многих второстепенных мусульманских писателей составлять исчерпывающие трактаты, как, например, «Изложение астрономии» аль-Фергани (ум. ок. 850 г.), «Канон» Авиценны и «Коллигет» Аверроэса, которыми в Европе XVII века все еще пользовались в качестве учебников. «Эта тяга к энциклопедизму, - пишет Дж.Бернал, представляла собой тоже большую ценность, поскольку широкое объединение научных знаний, полученных из других стран, обеспечивало арабской науке определенное преимущество над наукой классической эпохи. Арабы могли не только опираться на традицию в астрономии и математике стран Месопотамии, которая продолжалась непрерывно со времени Вавилонского царства, но также сознательно использовать древнюю мудрость Индии и, в меньшей степени, Китая».
Достижения арабо-мусульманской цивилизации в области науки кратко можно резюмировать, вслед за Дж.Берналом, следующим образом. Математика. Всеобщий интерес к астрономии, вызванный тем положением, которое она занимала в философских и астрологических построениях, повлек за собой возрождение интереса к математике, поскольку астрономия была почти единственной сферой применения математики и оказывала благотворное влияние как на изучение геометрии, так и на развитие анализа. В этой области арабские математики благодаря главным образом влиянию Вавилона и Индии достигли величайших успехов. Операции над числами, которые появились вместе с Диофантом и позже в математике у греков, получили свое дальнейшее развитие благодаря широкому приме­нению индийской системы чисел, известной еще сирийцам, хотя ими и не употреблявшейся. Это изобретение оказало такое же влияние на арифметику, как открытие алфавита на письмо. Арабы также восприняли плоды трудов многих индийских математиков при исследовании методов оперирования с неизвестными величинами, что мы называем алгеброй. Они также существенно развили другую отрасль, имеющую огромное значение как для астрономии, так и для топографических съемок, - тригонометрию.
Астрономия. В ней арабы продолжали греческую традицию, принимая без критики или радикальных изменений теории Птолемея. Если они и не внесли чего-то нового в теорию, то зато продолжали непрекращающиеся астрономические наблюдения, начатые еще древними. Если бы в осуществлении наблюдений про­изошел перерыв, астрономы Возрождения не имели бы в своем распоряжении результатов 900-летних наблюдений, проведенных до них, и решающие открытия, на которых основана современная наука, были бы ими сделаны позже или вовсе не сделаны.
География. Для мусульманских ученых география оставалась тем, чем она была для греков, особой областью астрономии. Тем не менее, достигнув в теории небольшого успеха, арабские ученые в практической области оказались способными приумножить знания греков до такой степени, что ими были заложены основы современной географии Азии и Северной Африки. Они обладали таким познанием благодаря широким пространствам арабского мира и его децентрализации (ученых можно было встретить от Феца до Самарканда), а также продолжительным путешествиям, которые предпринимали купцы и паломники в Мекку. Геогра­фия не ограничивалась только описанием отдельных стран и местностей, занимаясь также и измерениями. По приказанию халифа аль-Мамуна (833) были составлены две отдельные системы измерения градусов широты, что было повторено лишь в XVI веке Фернелем во Франции. Были изготовлены карты и таблицы: в мореплавании получили применение астрономические приборы.
В арабо-мусульманском мире была очень развита медицина, что привело к возникновению современной оптики. Ведь одной из весьма развитых отраслей медицины явилось изучение глазных болезнен, что объясняется, по-видимому, тем, что они были широко распространены в пустынях и тропических странах. Хирургические глазные операции увеличивали интерес к строению глаза. Это дало арабским врачам реальное представление о диоптрике, то есть преломлении световых лучей при переходе из одной прозрачной среды в другую. Изучение хрусталика глаза натолкнуло на мысль об использовании изготовленных из хрусталя или стекла линз для увеличения изображения и чтения, что было особенно важно для стариков. Приспособление, позволяющее закрепить такие линзы в оправе и впоследствии приведшее к созданию современных очков, возникло позднее. Создание линзы является первой попыткой расширить сенсорный аппарат человека, подобно тому как механика увеличила его моторную способность. Линза стала прототипом телескопа, микроскопа, фотообъектива и других оптических приборов позднейшего времени. Если бы арабские врачи создали только оптику и ничего больше, то и в этом случае они внесли бы важнейший вклад в науку.
Однако именно в области химии мусульманские врачи, парфюмеры и металлурги внесли свой величайший вклад в общий прогресс науки. Своим успехом в этой области они обязаны главным образом тому, что в значительной степени были свободны от классовых предрассудков, которые побуждали образованных греков сторониться ремесла. Их научные трактаты свидетельствуют о непосредственном знакомстве с техникой лабораторных исследовании при обращении с лекарствами, солями и драгоценными металлами. Арабы не были первыми химиками. Они работали на основе традиций и практики, глубоко укоренившихся в цивилизациях Египта и Вавилона и только немного рационализированных греками. Они также оказались в состоянии в некоторой степени, в какой - сейчас трудно установить, черпать широкие познания по химии у индийцев и китайцев. В отличие от астрономии и механики химия зависит от многочисленных опытов с большим количеством веществ и процессов. Она может стать наукой только в том случае, если результаты опытов будут обобщены, если на основе этих обобщений будет создана все охватывающая теория, содержащая общие принципы. Именно этим и занимались арабы, что оправдывает их притязания на роль основателей химии.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «НАУКА И ТЕХНИКА ВЕЛИКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ АЗИИ» з дисципліни «Історія науки і техніки»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Результати варварської діяльності людини по відношенню до природи...
Как надо понимать закон инерции
Інтелектуальні інвестиції
ДЕРЖАВНЕ РЕГУЛЮВАННЯ ІНФЛЯЦІЇ
Чергування голосних і приголосних


Категорія: Історія науки і техніки | Додав: koljan (17.05.2013)
Переглядів: 1380 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП