ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічна теорія » Основи теоретичної економіки

Перспективы дальнейшего развития рыночных и плановых форм хозяйства
С началом экономических реформ и переходом на рыночную систему хозяйствования Правительство РФ отказалось от использования в хозяйственной деятельности плановых методов регулирования экономики. В науке также наметилась тенденция, согласно которой полностью отрицалась возможность использования как директивного, так и индикативного планирования.
В этот период широкое распространение получила идея «отделения государства от экономики», основанная на противопоставлении плана и рынка. Идею отделения государства от экономики наиболее отчетливо сформулировал В. Найшуль. По его мнению, функционирование в рамках одной хозяйственной системы двух различных механизмов — административного и рыночного, действующих на разных принципах, подрывает ее целостность. Но столь радикальную позицию не разделяют даже представители «либеральной» западной цивилизации. Так, К. Поппер подчеркивает: «Принцип государственного невмешательства в экономику — принцип, на котором основывается неограниченная законодательно экономическая система капитализма, должен быть отброшен. Если мы хотим защитить свободу, то должны потребовать, чтобы политика неограниченной экономической свободы была заменена плановым вмешательством государства в экономику» .
Опыт свидетельствует о том, что в любом постиндустриальном обществе с рыночной экономикой план и методы планирования увязывают цели, ресурсы и рыночные субъекты хозяйствования в единое целое, позволяют сформировать эффективно действующую систему. С ростом концентрации и усложнением производственно-экономических связей поддержание устойчивого равновесия с помощью рыночных инструментов все более затрудняется. Рыночные регуляторы в виде налогов, процентных ставок, кредитов используются для устранения неравновесности и нарушения пропорций, в основном, в краткосрочном периоде. План в отличие от рынка балансирует производство и потребности, т. е. параметры, которые поддаются существенным изменениям в долгосрочной перспективе. При этом показатели роста и экономические пропорции могут устанавливаться на основе тенденций развития и разработки плановых программ. В 1930-х годах известные американские экономисты В. Леонтьев, Дж. Гэлбрейт, С. Холланд и др. выступили с предложением о создании в аппарате Президента США «Управления национального экономического планирования» с функциями анализа, выявления тенденций роста, разработки программ развития производственной и социальной сфер, а также координации деятельности государственных органов по регулированию экономики. В 1940–1960-х годах во Франции был создан Комиссариат по планированию; в Канаде — Экономический совет; в Голландии — Центральное плановое бюро; в Южной Корее — Совет экономического планирования.
В этих странах широко используется индикативное планирование, осуществляемое в виде составления различных программ, направленных на решение важнейших социально-экономических проблем. К реализации таких программ привлекаются многие фирмы, отбор которых проводится на конкурсной основе. Программы обычно оформляются в виде государственных заказов, которые обеспечиваются ресурсами и, как правило, являются высокоприбыльными. В Южной Корее, например, Совет экономического планирования с 1962 г. разрабатывает пятилетние планы, имеет право одобрять крупные инвестиционные проекты. До 1970-х годов его задания носили директивный характер, а по мере развития частного бизнеса осуществлялся переход к индикативному планированию.
На наш взгляд, выход российской экономики из кризисной ситуации возможен при внедрении плановых методов хозяйствования.
В рыночных условиях план реализуется в виде планово-договорной системы, при которой объектами народнохозяйственного плана становятся лишь общеэкономические, межотраслевые и межрегиональные пропорции развития. В качестве субъектов планирования выступают субъекты Федерации, а также важнейшие межотраслевые ассоциации и предприятия. При этом следует особо отметить, что вместо плана-директивы вводится план-договор. В целом эффективность функционирования народного хозяйства страны может быть обеспечена при условии создания единой комплексной системы краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного программирования на всех уровнях народного хозяйства.
В 1995 г. Государственная Дума приняла Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В данном Законе сформулированы основные положения известных в недалеком прошлом понятий: «государственного прогнозирования», «концепций», «программ социально-экономического развития». Закон предусматривает разработку прогноза на долгосрочную (10 лет), среднесрочную (от 3 до 5 лет), краткосрочную (1 год) перспективу; концепции на долгосрочную и программы на среднесрочную перспективы; проектировки развития государственного сектора экономики на год; осуществление ежемесячного мониторинга состояния экономики.
Положительным является признание необходимости разработки в России промышленной политики, называемой на Западе политикой «государственного отраслевого ориентирования». Основными направлениями такой программы являются:
наращивание производства и экспорта прежде всего высокотехнологичной наукоемкой продукции;
создание и реализация «прорывных» научно-технических проектов;
прекращение импорта изделий, которые могут быть изготовлены отечественной промышленностью.
Однако практическая работа по реализации указанных программных разработок до сих пор осуществляется непоследовательно, направлена на решение текущих задач. Прослеживается тенденция ежегодного сокращения финансирования программ, а также их недофинансирование в течение каждого бюджетного года. Для реализации этого закона необходима согласованная стратегия экономической политики, отвечающая современным задачам и долговременным интересам России, для чего необходим кодекс – свод законов о государственном регулировании и практические меры по его осуществлению.
На наш взгляд, при выработке механизма использования плановых и рыночных методов регулирования социально-экономического развития народного хозяйства необходимо создание трехуровневой системы институционального переустройства общественного развития: на микроуровне, мезоуровне, макроуровне.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Перспективы дальнейшего развития рыночных и плановых форм хозяйства» з дисципліни «Основи теоретичної економіки»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Інтелектуальні інвестиції
Ризики, властиві банківським інвестиціям
Способи передачі повідомлення
Технічні засоби для організації локальних мереж типу TOKEN RING; ...
Методи оцінки реальних інвестиційних проектів


Категорія: Основи теоретичної економіки | Додав: koljan (30.10.2012)
Переглядів: 789 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП