ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Філософські науки » Історичні типи класичної філософії

Язык философии, ее понятия и категории
Язык, на котором говорит философия, определяется ее внутренней природой, предметом, спецификой философского знания, а также той ролью, которую она играет в духовной культуре общества. Язык философии имеет категориальную природу, т.е. все разнообразие философских понятий может быть сведено к определенному набору категорий.
Философские категории (от греч. katēgoría – высказывание, обвинение, признак) – это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности. Вместе с тем, они являются универсальными формами и организующими принципами процесса мышления.
Термины «категория» и «понятие» часто употребляются как синонимы. Эта традиция имеет свои основания, поскольку понятия и категории представляют собой родственные, взаимосвязанные формы интеллектуального освоения действительности. Любая философская категория выступает в качестве смысловой определенности, фиксирующей некоторый набор обобщенных, абстрагированных признаков. С точки зрения внутреннего содержания понятие является моментом категории.
Вместе с тем, следует указать и на отличия, выражающие специфику категорий, их особые функции в познании. Прежде всего, к категориям относят предельно общие понятия, которые образуются путем последовательного отвлечения от предметов, явлений, свойств и отношений действительности самых существенных и необходимых, атрибутивных признаков. Для категорий не существует более общих, родовых понятий. Поэтому категории философии определяют основные формы бытия.
Главное же заключается в том, какую роль выполняют категории в познавательной деятельности человека. Они служат средством мысленного расчленения и упорядочения универсума, благодаря которому наше мышление способно не только понимать, но и осуществлять категоризацию действительности, т.е. определенным образом группировать и классифицировать ее объекты. В «Науке логики» Г. В. Ф. Гегель отмечает, что «абстракция есть разделение конкретного и разрознивание (Vereinzelung) его определений». Отвлекая определенный, существенный и необходимый признак предмета, категория переводит его в разряд классификационного критерия, на основе которого осуществляется отнесение всех предметов и явлений действительности, обладающих данных признаком, к определенной группе или классу. В результате возникает новая общность. Поэтому категории выполняют не только функцию расчленения действительности, но также и функцию ее синтезирования в некую идеальную модель, благодаря которой универсум может мыслиться как единое, упорядоченное целое.
Таким образом, философские категории, в отличие от понятий, выполняют аналитико-синтетическую функции расчленения единого образа действительности на множество атрибутов, или форм бытия, соответствующих тем или иным категориям (качество, количество, пространство, время, движение, причина, следствие и т.д.). Одновременно, они позволяют свести ее атрибутивное многообразие к единому основанию.
Категориально-понятийный аппарат философии является средством теоретического моделирования универсума, систематизации знаний о различных его измерениях. Однако категории представляют собой не только универсальные характеристики сущего, но и основные формы практической и интеллектуальной деятельности. Специфика философских категорий обусловлена мировоззренческой природой философии, ее духовно-практическим характером. Будучи квинтэссенцией социально-исторического развития практики, культуры и человеческого познания, философские категории выражают глубинные уровни понимания человеком природы, общества и самого себя.
Категории имеют исторический характер. Развитие философских категорий непосредственно связано с расширением проблемного поля философии, изменением стиля философского мышления. Они изменяются благодаря развитию предметно-практической и духовной деятельности, соответствующим ей формам абстрагирования.
На ранней стадии генезиса философии роль категорий выполняли первые натурфилософские абстракции, фиксирующие рациональные представления древних мыслителей об исходных принципах и первоначалах бытия: вода, воздух, земля, огонь, эфир и т.п. Собственно философским и натурфилософским категориям в истории человеческой культуры предшествовали категории мифологического сознания. Пифагорейцы составили интересную таблицу разнотипных категорий, отражавшую последовательные ступени рационализации человеческого познания. В качестве мифологических категорий в ней выступают «мужское» и «женское», натурфилософскими категориями они считали «свет» и «тень», «чет» и «нечет», «кривое» и прямое», к собственно философским пифагорейцы относили «предел» и «беспредельное», «конечное» и «бесконечное», «отдельное» и «множество», «покой» и «движение». Благодаря учению элеатов философия обратилась к анализу бытия как такового, и категории приобрели рационально-логический вид: бытие и небытие, единое и многое.
Однако впервые проблема категорий становится предметом рефлексии в диалогах Платона.
Осмысление категориально-понятийного аппарата философии у Платона связано с учением об «эйдосах», или «идеях-парадигмах» – смысловой структуре вещи, принципе ее конструирования. Как неоднократно отмечал А.Ф. Лосев, категории Платона являются структурными моментами эйдоса, в котором они соединяются. Целостность «эйдоса» обеспечена «Единым» – абсолютным первопринципом и основанием бытия, поэтому категории Платона центрированы вокруг идеи Единого, в высшей степени абстрактного, трансцендентного материальному космосу начала. Именно оно является основанием для построения центрической системы философских категорий.
В диалоге «Софист» мыслитель выделяет пять основных философских категорий: бытие (или сущее), движение, покой, тождество и различие (или иное). Платон называет категории высшими родами (или видами), различать которые призвана диалектика, искусство философа. Архитектоника философского мышления, согласно Платону, должна отражать объективную структуру идеального космоса, единого в своем божественном основании.
Система категорий, разработанная Аристотелем, также имеет центрический характер. Их единство определяется реальным предметом, или сущим, о котором сказывают все категории. Аристотелем сознательно утверждается предметная связь категорий. Он определяет их как наиболее общие понятия о мире и способах его познания, универсальные и необходимые характеристики родовых свойств бытия.
Вместе с тем, в отличие от Платона, Аристотель исследует категориально-понятийный строй философии не только в онтологическом, но и в логическом плане. В трактате «Категории» Аристотель выделяет десять основных: «сущность», «сколько», «какое», «по отношению к чему-то», «где», «когда», «находиться в каком-то положении», «обладать», «действовать», «претерпевать» (субстанция, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание). Он полагает их средством теоретической классификации бытия на рубрики, не сводимые друг к другу, указывая, тем самым, на главные логические функции категорий – аналитического расчленения и синтетического объединения действительности.
Таким образом, в философии Аристотеля философские категории как наиболее общие, фундаментальные понятия, с одной стороны, отражают объективную и разумную структуру материально-чувственного космоса, с другой стороны, фиксируют логику человеческого мышления, выражают категориальный строй языка. В философских категориях словно осуществляется кристаллизация и диалектическая взаимосвязь универсальных, гармоничных, разумных оснований бытия вообще, а также параллелизм онтологического, гносеологического и логического планов исследования бытия.
Система категорий, созданная Аристотелем, была господствующей в течение всего средневековья, а также сохраняла свои позиции в философии эпохи Возрождения. Определенную модификацию она испытала в период схоластики. Так, знаменитый схоласт XIV в. У. Оккам, следуя указаниям Стагирита относительно различий первичных и вторичных сущностей, свел десятку аристотелевских категорий к трем: субстанции, качеству и отношению.
В новоевропейской философии XVII в. благодаря рационалистической методологии Декарта перечень категорий Аристотеля был сокращен до семи и несколько видоизменен. В частности, последовательные картезианцы А. Арно и Н. Николь в трактате «Логика, или Искусство мыслить» (1662) выделяли следующие категории: разум, материя, величина, расположение, фигура, движение, покой.
Немецкая классическая философия знаменует собой качественно новый этап в развитии философских категорий. Прежде всего, это связано с учением И. Канта, который рассматривал категории как априорные формы рассудка. Они – только формы, в которые как бы отливается многообразное содержание материала познания, доставляемого им извне чувствами. По Канту, категории являются определениями не предметов самих по себе («вещей в себе»), а познающего субъекта, структуры его мышления. Кант выделил такие категории, как качество (реальность, отрицание, ограничение), количество (единство, множество, цельность), отношение (субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие), модальность (возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность). Эта система охватывает наиболее важные категории человеческого мышления и во многом сохраняет своё значение до настоящего времени.
Наиболее продуманной и обоснованной в рамках классической философии была система взаимосвязанных категорий, разработанная Г.В.Ф. Гегелем. Одним из серьезных недостатков кантовской систематики Гегель считал сведение философских категорий к бессодержательным, чистым формам рефлектирующего рассудка, которые предшествуют всякому познанию и являются логическим схемами упорядочения стихийно формирующегося чувственного опыта. Он отвергает присущий И. Канту формализм в трактовке категорий, игнорирующий содержательный анализ мышления в его отношении к объективному миру. Согласно гегелевской оценке, И. Кант отождествил рассудок с обыкновенным здравым смыслом, с точки зрения которого истина покоится на чувственной реальности, и только восприятия сообщают мысли реальное содержание. Отрекаясь от разума в пользу рассудка, И. Кант утрачивает понятие истины, поскольку ограничивает разум познанием одного лишь субъективного «мира явлений», которому не соответствует природа самих вещей. В результате теоретическое знание низводится до уровня мнения, а философия вынуждена уступить позиции разума вере.
Достоинство кантовского учения о категориях, согласно Гегелю, заключается в признании И. Кантом диалектики, в его попытке раскрыть противоречивую природу мышления. Трансцендентальная логика И. Канта вскрыла противоречия, заключающиеся в применении категорий к сущности вещей, к идеям души, мира и Бога, и выразила их в антиномиях разума. Однако ограниченность кантовской диалектики проявилась в том, что противоречивыми он считал лишь четыре космологических понятия, в то время как диалектическое противоречие можно обнаружить во всех определениях мысли.
Учение Гегеля о категориях изложено в знаменитом трактате «Наука логики». Среди основных философских категорий немецкий мыслитель называет: бытие (качество, количество, мера), сущность (основание, явление, действительность, причём в эту последнюю входят субстанция, причина и взаимодействие), понятие (субъект, объект, абсолютная идея). Гегель утверждает, что истинное (или философское) мышление, а также его формы (понятия и категории) объективны, так как философское исследование углубляется в предмет и обнаруживает в его устройстве и развитии свои всеобщие основания. Оно отказывается от частного, субъективного мнения и убеждения, отдавая себя во власть предмета. Философское мышление воспроизводит предмет во всей полноте и конкретности его различных определений. Категории и понятия философии выражают существенные и необходимые стороны, а также внутренние связи предмета в чистом виде, обнаруживают совокупность его многоразличных отношений с другими предметами действительности, рассмотренными в их движении и развитии.
В гегелевской трактовке понятия и категории философии не являются застывшими, неизменными формами рассудочного мышления, а представляют собой подвижные диалектически развивающиеся, переходящие друг в друга моменты единой системы. Являясь динамичным целым, она представляет собой квинтэссенцию истории человеческого познания, логику саморазвития Абсолютного Духа, который сбрасывает с себя одну за другой формы бытия, не соответствующие его сущности, пока не возникает форма, в которой он осознает самого себя. Эта форма и есть понятие. Согласно Гегелю, все сущее есть понятие, а понятие есть «сущее в себе и для себя». Понятие рассматривается Гегелем как наиболее конкретное, богатое определениями обнаружение сущности, в отличие от категорий, которые фиксируют определенные атрибуты или формы бытия, выступая лишь отдельными моментами сущего.
Согласно Гегелю, логика как наука о мышлении совпадает с наукой о вещах. Настаивая на предметной объективности мышления и его форм, Гегель преодолевает кантовский формализм в трактовке категорий и указывает на необходимость содержательного анализа категориально-понятийного аппарата философии.
Категории философии, постоянно аккумулируя в себе результаты развития отдельных наук, способствуют выделению и синтезу мировоззренческих и общеметодологических моментов в содержании научной мысли. Именно философские категории являются показателем уровня интеллектуального развития человечества. И недаром Гегель называл философию эпохой, схваченной в мыслях. Благодаря категориальному анализу единичные предметы воспринимаются и осмысливаются как частные проявления общего, включенные в систему обобщенных отношений. Усвоение философских понятий и категорий в ходе индивидуального развития человека является необходимым условием формирования способности теоретического мышления.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Язык философии, ее понятия и категории» з дисципліни «Історичні типи класичної філософії»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: АТ-команди
РЕГУЛЮВАННЯ ВЗАЄМОДІЇ УЧАСНИКІВ ІНВЕСТУВАННЯ
Загальне визначення лексики
ПОПИТ НА ГРОШІ
РЕСУРСНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ІНВЕСТИЦІЙНОГО ПРОЦЕСУ


Категорія: Історичні типи класичної філософії | Додав: koljan (29.11.2011)
Переглядів: 4329 | Рейтинг: 4.0/1
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП