ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Спектакль документів

ЧЕЛОВЕК ИЛИ ДЬЯВОЛ
23.04.2014, 20:10
В сюжетной публицистике игра идёт по другим правилам. Здесь ведущим элементом является Слово. Вскоре после «Процесса» мне пришлось продолжить тему в трёхсерийном фильме «Человек или Дьявол». Правда, этот фильм я делал уже не в «Экране». Это был последний фильм, который я сделал ещё при Советской власти. Фильм не просто о сталинской эпохе, а о самом Сталине. Это была первая попытка разобраться в исторической фигуре самого Вождя, изложить на экране по существу биографию с претензией на портрет. Изображение, слово и музыка находятся в таком тесном сплетении, что картину надо смотреть. А не читать. Но в этой форме художественной публицистики слово за кадром и в кадре играет решающую роль. Стилистика комментария и характер интервью документальных действующих лиц представляют специальный интерес. Для размышлений об особенности жанра позволю себе изобразить на бумаге «Слово», которое звучит в картине. Иногда придётся делать сноски и на изображение, чтобы был ясен повод появления той или иной закадровой реплики. МОНТАЖНЫЙ ПЛАН ФИЛЬМА. Кремлевская стена набухла кровью и раскрылась, как занавес. Великие похороны вождя. В кровавых подтеках руки Сталина. ТЕКСТ. Эти руки держали в страхе полмира. До последнего дня. Сталин умер пятого марта 1953 года. Во всяком случае, по официальной версии. Жизнь и смерть вождя всегда были окутаны тайной. Генеральный секретарь, генералиссимус, хозяин, как его называли… Даже Царь не имел такой власти. Некоронованный император оставил сверхдержаву, так и не назначив своего преемника. Может он собирался жить вечно? Почетный караул замер у гроба. ТЕКСТ. Получив невероятное наследство, его ближайшие соратники стали делить власть тут же, не отходя от гроба. Они сами впервые вздохнули свободно. Над всеми висел топор палача. Толпы у гроба Сталина. ТЕКСТ. А народ горевал искренно. Чтобы попасть на великие похороны, люди давили друг друга. И это была еще не последняя дань, которую собирал диктатор уже на том свете. В этот день многим казалось, что небеса упали на землю, а время остановилось. Какая же таинственная сила подняла на вершину могущества сына бедного грузинского сапожника и неграмотной прачки? Нет ли тут дьявольского наваждения?.. РЕМАРКА Я стремился чеканить фразы, чтобы каждое слово врезалось в память. Не только мысль, но именно «СЛОВО». Дело в том, что хроникальные кадры похорон были всем известны. Хотелось изменить отношение зрителя к изображению. А это можно было сделать только словом и музыкой. И неожиданным свидетельством. На риторический вопрос автора вдруг отвечает внук Сталина, сын Василия Сталина, по царской традиции - прямой наследник. СНХ. АЛЕКСАНДР БУРДОНСКИЙ: А почему нет? Почему человек не может родиться с какой-то печатью, с какой-то отметиной, понимаете? Пусть даже дьявольской. Он может быть и гений, я здесь не возражаю. Но никто не утверждал, что гений может быть только добрый. Гений может быть и зла… РЕМАРКА Так начинается первый акт документальной драмы «Человек или Дьявол». Деление пьесы на три акта не произвольно, а соответствует этапам жизни и деятельности Иосифа Сталина. Хроникальная драматургия показана этому жанру, если строить на экране портрет исторического деятеля. Время крепко держит сюжет. Но вернемся к тексту самой пьесы. В кадре детские фотографии Иосифа Джугашвили. ТЕКСТ. Нет, вы только посмотрите, какой взгляд у этого мальчика? Что это - знак судьбы? Ученик духовного училища, благообразный юноша с пробором уже тогда не верил ,по свидетельству одноклассников, ни в Бога, ни в Черта. Мать мечтала вывести своего мальчика «в люди». Дорога священника казалась ей самой короткой. А сын завидовал судьбе благородного разбойника. И взял себе его кличку - Коба… РЕМАРКА В архиве мы обнаруживаем полицейское дело, которое было заведено на Иосифа Джугашвили после первого ареста и ссылки. Архивист дает нам возможность познакомиться с характеристикой арестанта. СНХ. АРХИВИСТ. Приметы: рост 2 аршина, четыре с половиной вершков, телосложение посредственное, производит впечатление обыкновенного человека, волосы на голове темно-каштановые, вид волос прямой, лицо смуглое, голос тихий, походка обыкновенная, на левом ухе родинка… И еще примечательно: на левой ноге 2-ой и 3-ий палец сросшиеся… ТЕКСТ. По народному поверью это знак Сатаны. Но товарищи по партии в приметы не верят. За то верят в Маркса и революцию. Друг к другу относятся настороженно. Слишком часто в их среде оказываются перевёртыши… Фотографии большевиков в ссылке. Среди них и Иосиф Джугашвили. ТЕКСТ. Был ли Коба на самом деле Иудой? Об этом продолжают спорить историки. Если Бога нет - всё позволено - по пророчеству Достоевского. Архивные доносы в полицию. ТЕКСТ. Ещё до революции он перевел свою фамилию с грузинского на русский: Джугашвили - СТАЛИН. РЕМАРКА Перепалки слова и изображения создают ощущение диалога. Это как раз очень важно, потому что вовлекает зрителя в действие и создают телевизионный «эффект присутствия». Психологическая атака на зрителя продолжается. Каждое слово должно бить в цель. И должно быть литературно отточенным по закону жанра. В этом всегда стилистическое отличие художественной публицистики от информации. Хроника революции. ТЕКСТ. Чтобы построить рай на земле, большевики объявили войну Богу, здравому смыслу и собственному народу… Они дарили землю крестьянам, заводы - рабочим, мир - народам, хлеб - голодным. На всех перекрестках большевики кричали: Грабь награбленное! Народ обалдел и обрадовался… В квартире Александра Бурдонского - внука Сталина, на стене улыбается языческая маска. СНХ. АЛЕКСАНДР БУРДОНСКИЙ / цитирует Лермонтова/: … Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет. Забудет чернь к ним прежнюю любовь. И пищей многих будет смерть и кровь… В тот день явится мощный человек, И ты его узнаешь и поймешь, Зачем в его руке булатный нож… Предсказание Лермонтова сбылось. Осознавать это мне особенно больно… РЕМАРКА Конечно, в структуре фильма большую роль играет «живое слово», т.е. прямые свидетели. В первом акте они характеризуют Сталина в начале его карьеры. Анна Бухарина, Борис Ефимов, Иван Врачев, Кира Алилуева - каждый рассказывает какой-нибудь эпизод из жизни Сталина. Причем, если авторское слово стремится к лаконичности, даже к афористичности, живые свидетели намеренно «обытовляются». Никаких обобщений от них не требуется. Язык автора и язык действующих лиц может быть в контрапункте, даже должен быть в контрапункте. Чем точнее, детальнее воспоминание, тем больше к нему доверие зрителя. Пафос трагедии уравновешивается бытовой историей. Здесь нет стилистического противоречия. Наоборот, историческая пьеса приближается к современнику. Недаром в подзаголовке стоит название «Живые хроники». Даже в классической русской литературе со времен Пушкина, писатели стали использовать бытовые обороты речи в драмах и трагедиях. Кажется, даже древние греки с удовольствием это делали. СНХ. КИРА АЛИЛУЕВА / племянница Сталина/: Кирка, а в голове дырка - вот так Сталин мог меня дразнить бесконечно. Это ему нравилось, меня дразнить, хотя он меня любил. « Кирка- в голове дырка». Я обижалась страшно. Мне всего четыре годика было. Сталин отца называл «Павел», а папа называл его «Иосиф Виссарионович». А мама звала его просто Иосиф… СНХ. АННА БУХАРИНА / жена Бухарина/: …Однажды Бухарин приехал в Зубалово, где была дача Сталина, и, не застав самого Сталина, долго ходил по дорожке с Надеждой Аллилуевой, к которой он относился очень тепло. Это было зимой… Сталин подъехал, увидел их, незаметно подкрался и произнес - Убью! Кого Сталин собирался убить не знаю. Николай Иванович принял это за шутку, а Надежда Алилуева просто побелела… СНХ. БОРИС ЕФИМОВ /брат известного «придворного» журналиста / Рассказывали, будто бы в узком кругу руководители партии разговорились о том, что такое высшее счастье для человека. Зиновьев сразу сказал, что для него высшее счастье, это мировая революция, что-то в этом роде сказал и Каменев. Бухарин сказал, что для него высшим счастьем было бы благополучие всех советских людей. Потом заговорил Сталин и сказал: Высшее счастье для человека - это месть. И повторил - месть! И действительно, синдром мести в нём сидел глубоко. Это была основная черта его характера. И он мстил не торопясь. Есть одна такая восточная поговорка, которой он, видимо, руководствовался - месть это кушанье, которое надо есть холодным… Фотография - Сталин в домашней обстановке, в кругу товарищей по партии. ТЕКСТ. Интересно, понимают ли они сейчас свое положение. К сожалению, наука пока не умеет читать мысли по фотографии. Но может быть нам поможет «голос крови»? СНХ. АЛЕКСАНДР БУРДОНСКИЙ: Я думаю, что исчерпывающего ответа я дать не смогу. Люди, которые были до Сталина, скажем, тот же Ленин и та программа, которая шла от Маркса-Энгельса - я считаю всё это утопия. Сталину досталась роль человека, который утопию проводил в жизнь. А утопию в жизнь проводить нельзя. Утопия должна оставаться светлыми мечтами человечества, маяком, который нас куда-то влечет, манит, тянет… Но воплощать утопию с живыми людьми нельзя! Я думаю, что сначала был «сталинизм», потом возник Сталин, который был рабом, не жертвой, а рабом того пути, который был избран… Я глубоко убеждён, что власть деформирует человека… Последняя фотография встречи Ленина и Сталина в Горках. ТЕКСТ. Последняя встреча «учителя» со своим «учеником». Оба не умели дружить. За то оба умели ненавидеть. Это сближало. Ленин болен, но еще в здравом уме. Он просит яд, на всякий случай. Сталин колеблется. Хотя для него это лучший выход. Ему уже донесли, что Ленин собирается отнять у него власть на ближайшем съезде. Сталин держит Ленина фактически под домашним арестом. Ленин готовится дать последний бой. Кто кого перехитрит? А пока оба позируют для истории. Господи! Какой там Шекспир! РЕМАРКА. Конечно, на телевидение - и шагу не шагнуть без политики. От этого никуда не денешься. Даже «Спокойной ночи, малыши» участвуют в «избирательной компании», которая длится круглый год, изо дня в день. С этим должен смириться всякий, работающий для голубого экрана. И мы, конечно, делая эту картину, находились во власти конъюнктуры. Демократия шла на штурм диктатуры и прежде всего надо было преодолеть эту глыбу - Сталина. Крики мучеников сталинских лагерей стали уже надоедать публике, и пришлось искать «новое слово». Так «весело» о Сталине и его страшной эпохе тогда ещё никто не говорил. Картина была закончена летом 91, перед самым «Путчем». Меня в Москве не было в те дни, и я звонил продюсерам с просьбой спрятать картину. А когда победила «демократия» сказал себе: И жить хочется , и умереть не страшно. Какие мы были наивные в те годы! Это теперь прошлись не только по Сталину, но и по Ленину горячим утюгом. И факты в картине были неизвестны, и манера необычна. Ирония, а иногда и откровенное ерничанье действовали безошибочно. Когда Егор Яковлев только что назначенный председателем Гостелерадио сразу после «Путча» впервые увидел эту картину, он очень удивился и тут же взял её в эфир. Сейчас, после десяти лет «демократических» выкрутасов я вряд ли смог сделать такую картину. Но тогда вся работа шла на каком-то бешеном вдохновении. Общество вырывалось на свободу и позволяло себе посмеяться над прошлым. И Сталин, перещеголявший и Робеспьера, и Наполеона был удачным «объектом». ТЕКСТ. В 1929 году Сталину стукнуло пятьдесят. Товарищи по работе пришли поздравить. Все довольны. Народу устроили «год великого перелома», а сами живут при полном коммунизме. От каждого Сталин берёт «по способности», каждому Сталин дает «по потребности»… РЕМАРКА. Но почему сейчас мои ученики смотрят эту работу с таким напряженным вниманием? Когда они знают уже гораздо больше, чем автор в момент создания фильма? В этом и состоит таинство искусства. В том числе и документального. Информационная фабула ушла, а образ времени и человека - остался. Это величина неизменная и вечная. Иногда это получается, иногда картина умирает ещё до рождения. Истинный судья - время. В данном случае мне кажется, картина пережила «свое» время и осталась жить. Это большое счастье для любого художника. Но телевидение, как заказчик, никогда не думает о вечности. Потому что привыкло существовать в конъюнктуре одного дня. Как газета. Конечно, это легкомысленный подход к документалистике на телевидении. Некоторые документальные картины не должны сходить с экрана десятилетиями, как это происходит с игровыми художественными кинофильмами. Первый акт документальной пьесы «Человек или Дьявол?» заканчивается самоубийством жены Сталина Надежды Аллилуевой. СНХ. АЛЕКСАНДР БУРДОНСКИЙ: Он прекрасно понимал, как драматически складываются судьбы вокруг него. Я думаю, может быть, все должны были исчезнуть куда-нибудь, а он хотел остаться один, космически один…Вы говорите о «голосе крови». А его не может быть, потому что от сердца к сердцу ничего не переходило. Наверное, у него была душа, было сердце, но они были холодные, жестокие. Может быть, для государства такое качество полезно. А для людей, для семьи - нет! РЕМАРКА. Второй акт пьесы посвящен Сталину периода жестоких репрессий тридцатых годов. А третий акт Сталину периода войны и последним годам его жизни. И в первом и во втором действии «живые свидетели» рассказывают яркие истории и вспоминают важные детали. Несколько раз цитируется сам вождь, снятый в кинохронике. Академик Минц - главный советский историк вспомнит о домашних «свиданиях» Сталина и Горького, свидетелем которых он сам был. Борис Ефимов - о гибели своего брата, знаменитого журналиста Кольцова. Особенно ярко передаст последнюю встречу со Сталиным, когда вождь из милости предложит своему посланцу в Испании самому застрелиться прежде, чем его арестуют органы. Кира Аллилуева - о гибели в сталинских застенках всей семьи. Писатель Юрий Борев - о расстреле Тухачевского. Все интервью снимались при первой встрече с «живым свидетелем». Поэтому звучат так естественно. Но я, конечно, был подготовлен своими помощниками к разговору и не начинал снимать, пока между нами не устанавливались доверительные отношения. Надо еще раз напомнить, что тогда они все говорили о Сталине перед камерой впервые. И то, о чем они молчали всю жизнь вдруг выплеснулось с такой заразительной энергией. Потом, в других картинах о Сталине они тоже участвовали, но выглядели значительно бледнее. В документалистике так важно быть первым. ТЕКСТ. По существу, Сталин уже выиграл войну… у собственного народа. Он наголову разбил свою армию. Из своей партии сделал послушный орден Иуды - теперь доносительство считалось гражданским подвигом. Осталось ожидать только маленького чуда: Оскопленный народ должен был принести к его ногам победу в мировой войне… РЕМАРКА. В картине нет глубокой аналитики, которая появилась несколько позже в литературе. Все силы режиссера ушли на эмоциональные удары. А проникнуть в подсознание зрителя и изменить его представление о «герое» можно было только в условиях эмоционального шока. Третий акт особенно богат на «очевидцев» последнего десятилетия эпохи Сталина. Удалось поговорить и со сталинским телохранителем, и с последним сталинским министром. В достоверности их воспоминаний не приходится сомневаться, слишком они точны на детали. Да и не было им надобности изменять свои показания. Каждый рассказал о том Сталине, которого знал лично. Получилась своеобразная мозаика, где один свидетель противоречил другому, но все вместе составили яркий портрет исторического деятеля и неординарной личности. Талантливый рассказ видного советского дипломата Николая Федоренко - единственного теперь свидетеля встречи Сталина с китайским лидером Мао Дзедуном,- во всех отношениях блестящий исторический документ и одновременно сочный артистичный монолог, «сыгранный» в кадре. Перевод синхронов в запись на бумаге в принципе невозможен, потому что остается только бледная копия, которая может быть и содержит словесную информацию, но никак не передает всего богатства интонации и мимики исполнителя. Запись синхронов не содержит подтекста, который играет в художественной картине порой главную роль. Конечно, и хроникой богат третий акт. Удалось найти даже последнюю речь Сталина. Естественно встали в картину и современные съёмки, связанные с эпохой Сталина. И автор не отмолчался. Если в картине «Процесс» я еще не решался высказаться, то здесь я обязан был найти собственные слова. Со Сталиным у меня были давние «личные» отношения. Еще на первом курсе юридического факультета МГУ я прочитал всего Ленина и обнаружил «неувязки» со Сталиным. Конечно, такие высказывания вслух на семинарах не понравились. Ведь это было еще при жизни Иосифа Виссарионовича! Меня чуть не выгнали из университета, но потом сжалились и посчитали «несмышленышем». ТЕКСТ. Народ всегда расплачивается за своего вождя. Даже, если это не человек, а Дьявол. Ни один народ не платил своему правителю так дорого. И не одному правителю не доставался народ так дёшево. По существу - задаром! Митинги на местах захоронения жертв сталинских репрессий. ТЕКСТ. Только что открылось ещё одно тайное захоронение расстрелянных, на окраине Москвы… В маленькой церквушке у кладбищенских ворот православный священник Глеб Якунин читает поминальную молитву, не называя имен… ТЕКСТ. Кто знает всех погибших? Разве что на небесах. Господи! Прости нам этот великий грех! Музей восковых фигур. ТЕКСТ. Фигура Сталина вписана в историческую панораму, начиная с Ивана Грозного и его опричников. За кадром, сплетаясь с трагической музыкой, надрывно квохчет дьявольский смех. В России разыграна одна из самых страшных трагедий двадцатого века. Здесь революция объявила конкурс на роль Сталина. И Джугашвили выиграл его не случайно. …Пьеса не окончена. Ещё рано давать занавес! РЕМАРКА. Так заканчивается эта документальная трагедия в трех актах. В соответствии с театральной традицией.
Категорія: Спектакль документів | Додав: koljan
Переглядів: 532 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП