ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Спектакль документів

ЧУЕВСКИЕ СТРАДАНИЯ. МАРИЯ
23.04.2014, 20:08
Эти два фильма в моей жизни самые короткие. Каждый из них по тринадцать минут. Сняты они были в телевизионном темпе, всего за неделю. Хотя картины разные по форме и снимались в разных местах. Фольклором я интересовался давно. Понимая, что корни национальные всегда прячутся в песнях, танцах стародавних времен, костюмах неведомо как переживших буйные столетия в бабкиных сундуках. В свое время, отдыхая от «Ярмарки» снял с Александром Летичевским «Звонкую сторону» на Белгородчине. В общем, за песней и прибауткой ехал в деревню с удовольствием. Между прочим, никому не мешает хоть раз прикоснуться к земле, чтобы понять, где ты живешь, подышать природным воздухом, прежде чем что-либо делать в России. Не знаю, как другие, но отрыв от земли я всегда ощущал болезненно. Все мои депрессии и одиночество от шума городского. Всякий русский интеллигент должен, по-моему, не отдыхать на «кавказах», или по нынешним временам на «канарах», а пускаться в поход по неухоженной России, чтобы почувствовать себя частицей собственного народа. И разум прочищает. И душу шевелит. Старшему поколению документалистов в этом смысле повезло. Их в деревню ссылали часто. А вот в «демократическом» телевидении в деревню не загонишь. И потому сейчас экранах чаще мелькают чужие города и страны. Нас старательно приобщают к западной цивилизации... В конце концов, это даже естественно. Мы жили в придуманной стране с выдуманным народом. То есть народ был подлинный, но на его скрывали под маской «советского» человека. Когда удавалось её сбросить, люди становились милыми и добрыми. Но это удавалось не всегда, и плакатные одеревеневшие физиономии тогда чаще маячили на экране. Чтобы изменить обличие, может быть, и надо оголиться до непристойности. И вот снова белгородская деревня. Чуево. Снимаем «Чуевские страдания». Деревня как деревня, а в ней одни женщины. Мужиков побила война, а кого обошла судьба, спились или подались в город. Но живёт народ не горюя. Собираются то в одной избе, то в другой и поют на свой лад неведомый миру местный фольклор. Да так душевно и пронзительно, что слушали их часами и никак не могли выбрать. И что особенно замечательно, у каждой женщины была своя судьба, свой характер. И своя любимая песня. Структура фильма нашлась быстро. Посиделки с песнями и короткие рассказы личных историй. Но в кульминации картины сюжет ломался. И зритель вдруг видел сельское кладбище с поблекшими фотографиями фронтовиков с одной фамилией - Чуев, Чуев, Чуев… И близкие даты гибели. И тогда вспоминаешь Курскую дугу, самую жестокую битву Отечественной войны и тогда начинаешь понимать трагедию этих милых, доверчивых женщин. В кульминации - рассказ бабы Фроси. Как вышла она замуж за раскулаченного обиженного мужика, как родила от него двух ребятишек, потом проводила мужа на фронт и ждёт до сих пор от него весточки. Снимали в теснющей комнатке с одним столом. Потом все удивлялись, как удалось записать целый деревенский хор синхронно, и при этом женщины были естественны и свободны. А секрет был в том, что мы их полюбили, а люди нам поверили. И ни свет, ни микрофоны и ни громоздкая камера никому не мешали. Репетиций не было, не было и дублей. Жизнь шла своим чередом. Для другой картины - «Мария» мы нашли иную форму. История Марии Хорохординой особенна хотя бы тем, что ей при жизни был поставлен памятник. Может и не ей лично, но скульптор делал этот монумент, единственный в мире, с натуры, взяв за пример образ Марии. Памятник солдатской вдове. Она рано вышла замуж, родила детей, но в войну овдовела. Пришлось выкормить и поставить семью на ноги самой и ждёт возвращения мужа с фронта до сих пор. Чтобы как-то успокоить сердце, неграмотная крестьянка стала сочинять бесхитростные стихи о своей нелёгкой доли. Вера, Надежда и Любовь вдохнули в эту хрупкую Женщину невероятную силу, и она победила голод, холод и злейшего врага. Чудо своё Мария свершила, веруя в Бога, в Россию, без орденов и медалей. А бронзовый памятник стоит теперь посреди белгородского поля, окруженный морем подсолнухов, склонивших свои головы перед отчаянной судьбой русской женщины. -Счастлива я была, может года два за всю свою жизнь, пока с мужем жила, - говорит она в фильме. И при этом как-то застенчиво, ласково улыбается… Если первую картину «Чуевские страдания» я снимал по существу репортажно, то здесь требовалась условная форма масштаба «греческой трагедии». Но доступна ли такая «театрализация» на документальном бытовом материале. Это надо было решать на ходу. И я решился. В сюжете фильма участвовал хор. Все были одеты в блестящие белгородские костюмы, самотканые панёвы, расшитые рубахи и кокошники. Хор стал параллельной линией в картине. Одна песня звучала у Памятника, другая исполнялась рядом с хибаркой Марии, то влетала над чистым полем, то опускалась к берегу золотистой речки. При этом смысл песен и характер звучания ассоциативно были связаны с историей Марии. А Мария, одетая по-домашнему вела свой негромкий рассказ. В кадре эти две линии действия нигде не встречались. И песня и рассказ были в прямом контрапункте. Бесхитростный рассказ женщины составлял фабулу картины, а в песнях хора звучала её душа. Одним такое соединение показалось глубоким и неожиданным в картине, другие сочли форму надуманной и неестественной. Не знаю. Не могу судить. Но иначе эту историю, я уже не вижу. У каждого народа есть своя нравственная опора. Для французов это Орлеанская дева - Жанна Д-Арк. Для русского человека - Мария Хорохордина. Вот такой масштаб я и выбрал для фильма. В заключении Мария говорит странные слова: По писанию, Россия должна исчезнуть. Если так велит Бог! Но может ли такое случиться? Это уж, как народ решит. Ведь мы должны беречь её, охранять, как родную мать… И сказала Мария эти слова без пафоса, искренно и просто, а хор подхватил их молитвой… По бесконечной дороге медленно идёт Мария. И кажется, от земли к небу возносится её просьба за всех нас грешных… …И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должникам нашим. Меня молиться научила моя бабушка. Начиная каждую новую картину, я стараюсь собраться с духом, а однажды, я даже написал Молитву для себя: Господи, Господи! Помоги мне! Возьми силы мои и дай волю Твою. Пусть исполню я долги свои. Все, что во мне, от рода моего. И все, что в детях моих - от рода моего. И все, что в детях моих детей - от рода моего. Долг отца моего - мой долг. Долг матери моей - мой долг. И поле брата моего - мое поле. И река сестры моей - моя река. А брат брата моего - мой брат. А сестра брата моего - моя сестра. И брат сестры брата моего - мой брат. Долги рода моего - на мне. Все, что мучается на свете - мука моя. Все, что светится на земле - радость моя . А что падает с неба, падёт на меня. Я хозяин в доме своем. Я есмъ, Господи, потому что Ты во мне. Я есмъ, Господи, потому что я в Тебе.
Категорія: Спектакль документів | Додав: koljan
Переглядів: 492 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП